Мэр Москвы обозначил планы развития цифровой экосистемы образования

Мэр Москвы Сергей Собянин поручил продолжать развитие сервиса «Цифровой учитель», запускать новые цифровые решения для профориентации старшеклассников, интегрировать колледжи в образовательную экосистему столицы и делиться успешным опытом с регионами. Эти задачи мэр поставил после рассмотрения доклада о развитии «Московской электронной школы» на заседании Президиума Правительства Москвы.
Центральным элементом цифровой образовательной среды остается «МЭШ» — платформа, которая с 2016 года помогает учителям, ученикам и родителям. Сегодня ей ежедневно пользуются более 4,5 миллиона человек. Электронный дневник даёт школьникам и их семьям удобный доступ к расписанию, оценкам и домашним заданиям, а также позволяет в несколько кликов оформить справку или уведомить школу об отсутствии. В 2024 году им воспользовались почти миллиард раз.
Сервис «Экзамены», доступный в «МЭШ» с прошлого года, помогает школьникам готовиться к ЕГЭ: здесь есть сотни видеоматериалов, тестов с автопроверкой и советы от педагогов и психологов. За последние месяцы его открыли более 320 тысяч раз. Учителя активно используют электронный журнал: в 2024 году к нему обратились свыше 68 миллионов раз, а мобильное приложение скачали более 200 тысяч человек.
Библиотека «МЭШ» собрала десятки тысяч сценариев уроков, видеоуроков, виртуальных лабораторий и тестов. Контент создают московские педагоги, а более 2,5 тысячи из них получили гранты за вклад в развитие платформы. В 2024 году ресурсы библиотеки вошли в федеральный реестр.
Сервис «Москвенок» служит пропуском в школы, позволяет оплачивать питание и бесплатно посещать музеи. Он работает в более чем 4 тысячах зданий и объединяет почти 3 миллиона пользователей. А «Портфолио учащегося» помогает фиксировать достижения детей и предлагает им персональные рекомендации на основе интересов.
Отдельное внимание уделяется «Цифровому учителю» — системе, которая с помощью искусственного интеллекта выявляет пробелы в знаниях и помогает ученикам их устранить. С момента запуска более 500 тысяч школьников воспользовались этим инструментом. В будущем планируется расширение на другие предметы.
Также развиваются рекомендательные сервисы: платформа помогает школьникам выбрать секции, кружки, колледжи и вузы. В перспективе появятся новые онлайн-курсы, расширенные материалы для подготовки к экзаменам и сервисы профориентации.
«МЭШ» интегрирована с другими городскими системами. Например, электронные справки о болезни теперь автоматически доступны медработникам школ через «ЕМИАС. Школа», а педагоги видят информацию в электронном журнале. Это избавляет родителей от необходимости приносить бумажные документы.
Колледжи Москвы также становятся частью цифровой экосистемы. Сейчас адаптируются электронный дневник и журнал для СПО, закупается техника, создаются цифровые зачетные книжки и портфолио студентов. В библиотеку «МЭШ» добавят материалы по профессиональным дисциплинам. Такая интеграция упрощает процессы, снижает бумажную нагрузку и обеспечивает преемственность между школьным и профессиональным образованием.
Московский опыт распространяется на регионы. Платформа «МЭШ» легла в основу цифровых решений в Подмосковье, Татарстане, Дагестане, Калужской и Тюменской областях. Ими пользуются уже более четырех миллионов человек.
Фото: пресс-служба Департамента образования и науки города Москвы