Учредитель: Префектура ЗелАО г. Москвы Учредитель: Префектура ЗелАО г. Москвы

Исаак Калина: «Учитывать интересы каждого ребенка»


В столице начинается разработка стратегии развития столичного образования до 2025 г. Как отметил мэр Москвы Сергей Собянин, в столичном образовании уже удалось достичь серьезных результатов.

– Важно, что теперь хорошее образование можно получить не только в десятке топовых и престижных гимназий, но и в сотнях обычных средних школ Москвы, – отметил мэр.

Каким образом это удалось сделать за достаточно короткий период, окружной электронной газете Зеленограда zelao.ru рассказали руководитель департамента образования Москвы Исаак Калина и первый заместитель руководителя департамента образования Михаил Тихонов, курирующий Зеленоградский административный округ.

Исаак Калина:

– Московская система образования сегодня входит в десятку лучших в мире. Этого удалось добиться в результате перехода на личностно-ориентированный принцип финансирования школ, улучшения материальной базы, расширения многопрофильности школ, повышения заработной платы учителей и создания условий для современного технологичного педагогического труда, реализации городских мегапроектов по развитию «Московской электронной школы» и предпрофессионального образования.

В большом количестве школ сегодня работают предпрофессиональные классы – инженерные, медицинские, кадетские, академические, так что ребята еще за партой могут попробовать свои силы в разных областях, чтобы осознанно выбрать будущую профессию. Да и учиться стало гораздо интереснее: в школьных зданиях появляются, например, настоящие лабораторные комплексы, IT-полигоны, а библиотеки превращаются из хранилища книг в очень востребованные учениками и учителями высокотехнологичные информационные центры. Высокое массовое качество столичного образования подтверждается результатами международных исследований и олимпиад, а также государственной итоговой аттестацией.

– Как соотносятся рейтинг школ и качество образования?

Исаак Калина:

– Рейтинг вклада образовательных организаций в массовое качественное образование московских школьников – это стимул всем школам совместными действиями создать в городе единую эффективную систему образования, обеспечивающую каждой московской семье возможность получения детьми качественного образования в районе проживания.

Педагогичность рейтинга заключается в том, что ни один из критериев рейтинга (кроме понижающего коэффициента за удаление учащегося с ЕГЭ за списывание) не носит дискриминационного характера. Абсолютно любой ученик своими самыми разнообразными результатами может принести баллы своей школе. Поэтому сегодня школе ценен каждый ученик, и школа готова с ним работать: чем сложнее педагогическая задача, тем больше необходимо усилий, тем ценнее успех, тем выше рейтинговый балл.

– Какие механизмы помогли добиться массового участия школ в олимпиадах?

Исаак Калина:

– Результатом массовой работы, которая ведется в системе столичного школьного образования в последние годы, является огромный охват участников олимпиад –
учеников московских школ и колледжей. Развитая сеть кружков шаговой доступности, дополнительное образование, онлайн-курсы, предпрофессиональные классы обеспечивают качественное образование московских школьников, что в свою очередь создает базу для высоких результатов на всех этапах олимпиад.

Если раньше участие и победы в олимпиадах было уделом небольшого числа специализированных школ, то сегодня школьным этапом охвачены все школы города. Обладатели дипломов регионального этапа учатся сегодня в более чем в 90% школ Москвы (в 2010 году – 26%).

– В чем цель городских проектов: «Академический класс», «Инженерный класс», «Курчатовский университет», «Медицинский класс», «Музейные субботы»?

Исаак Калина:

– В столичной системе образования с 2015 г. реализуется мегапроект под лозунгом «Готов к учебе, жизни и труду в современном мире». Задача проекта – формирование у ученика умений и навыков, необходимых ему в будущей профессии и жизни в высокотехнологичной среде города. Ключевым звеном проекта является новая роль школы как интегратора всех ресурсов города для формирования умений и навыков учащихся (выстроена система взаимодействия московских школ, колледжей, вузов и высокотехнологичных предприятий).

Проект предполагает создание возможности московским школьникам глубокого знакомства и
серьезного понимания содержания, особенностей и перспективности самых различных видов профессиональной деятельности, востребованной в Москве.

Инженерный класс в московской школе формирует у ученика умения и навыки, необходимые ему в будущей профессии и жизни в высокотехничной среде города. Медицинский класс помогает ученику приобрести умения и навыки, необходимые ему для будущей медицинской специальности. В рамках Курчатовского проекта учащиеся осваивают базовые теории естественнонаучного образования и учатся применять их в решении практических задач (37 образовательных организаций, более 65 тыс. учеников, в том числе по программам дополнительного образования, НИЦ «Курчатовский институт»). Школьники осуществляют междисциплинарные исследования в области химии, физики и биологии.

Академический (научно-технологический) класс в московской школе предполагает создание в образовательных организациях на базе конвергентных естественнонаучных технокомплексов с привлечением научных сотрудников Федерального агентства научных организаций (10 школ, около 500 учеников, 20 научных организаций).

Еще одним важным инструментом в развитии предпрофессионального образования является проект «Университетские субботы». Это просветительско-образовательный проект для школьников, студентов и родителей с детьми. Особенностью данного проекта является его общедоступный характер. Посетить лекции, мастер-классы, экскурсии может любой ученик или студент колледжа или вуза Москвы. Мероприятия проекта бесплатны для всех желающих.

– Расскажите, пожалуйста, о реализации и перспективах проекта МЭШ.

Исаак Калина:

– Проект «Московская электронная школа» стартовал в столице 1 сентября 2016 г. и направлен на максимально эффективное использование IT-технологий и сервисов для улучшения качества образования. Он объединяет в себе функционал электронного журнала и дневника, а также библиотеки электронных образовательных материалов. Сегодня проект внедрен во все образовательные организации столицы. Предметные кабинеты основной и средней школы оснащаются новыми интерактивными панелями и ноутбуками для учителей. В школах организуется полное покрытие помещений беспроводной сети Wi-Fi.

В общегородском электронном журнале и дневнике можно конструировать учебные планы и расписания уроков, создавать задания с использованием электронных учебников и тестов, применять разные виды оценок, связанных с деятельностью ученика на уроке и за его пределами.

Общегородская библиотека электронных образовательных материалов – «облачная» интернет-платформа, содержащая все необходимые образовательные материалы. Использование готовых сценариев уроков, разработанных лучшими учителями Москвы, позволяет педагогам экономить время на подготовку к урокам и демонстрировать ученикам большее количество материалов на занятиях.

– Как в Москве развивается профессиональное образование?

Исаак Калина:

– Программы и чемпионаты в области профессионального мастерства направлены на развитие профессиональных компетенций, повышение престижа высококвалифицированных кадров, демонстрацию важности компетенций для экономического роста и личного успеха.

54 колледжа реализуют программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих по 64 профессиям, программы профессиональной подготовки и программы подготовки специалистов среднего звена по 110 специальностям. Колледжи предлагают школьникам Москвы обучение по программам профессиональной подготовки по 135 профессиям. Таким образом, у школьников появилась уникальная возможность, обучаясь в своей школе, ходить на занятия в колледж и получить одновременно с аттестатом свидетельство о профессии.

В 2016 г. стартовал городской проект, который предполагает организацию уникальных уроков «Технология» для московских школьников 5-9-х классов на производственных профильных площадках, в мастерских и лабораториях колледжей столицы.

По итогам V Национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills) сборная Москвы второй год подряд занимает 1-е командное место, завоевав в 2017 г. медали по 32 компетенциям.

В III Национальном чемпионате JuniorSkills сборная команда города одержала победу в медальном зачете: 27 медалей, из них 17 золотых, 4 серебряных и 6 бронзовых. Всего участники столичной сборной завоевали медали в 11 компетенциях из 19.

Сборную команду Москвы в III Национальном чемпионате «Абилимпикс-2017» представили 260 участников, из них 230 – учащиеся образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования Москвы (159 – студенты московских колледжей, 71 школьник). Сборная команда Москвы завоевала 114 медалей, из них 103 медали получили учащиеся образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования города Москвы.

– Как реализуется проект «Московская электронная школа» в Зеленограде?

Михаил Тихонов:

– В Зеленограде проект реализуется с 2017 г. Первой пилотной школой стала школа №1194, затем школа №1557. На сегодняшний день в зеленоградских школах установлены сотни интерактивных панелей, учителя получили для работы в МЭШ свыше тысячи ноутбуков. Школы оснащены современным сетевым и серверным оборудованием. Все системы ЭЖД интегрированы в МЭШ. Общегородская платформа позволяет учителям использовать готовые сценарии уроков. Учителя прошли обучение, за каждой школой закреплены тьюторы. Учителя школ №1194 и 1739 получили гранты за разработку электронных сценариев. За активное участие в развитии МЭШ учителя получают городскую надбавку: на 1 ноября 2017 г. – 148 человек; на 1 февраля 2018 г. – уже 262 человека.

– Зеленоградские родители, в основном, активно поддерживают проект разделения классов на инженерные, медицинские, академические, кадетские, гуманитарные.

Михаил Тихонов:

– Родители, конечно же, понимают, какое преимущество получают их дети, обучающиеся в
10–11-х инженерных, медицинских, академических, кадетских классах. В Зеленограде проект активно реализуется, школы стремятся предоставить своим ученикам такие возможности. «Курчатовский проект» реализуют школы №1557 и 853, где во время уроков и в рамках системы дополнительного образования школьники всего округа имеют возможность заниматься в естественнонаучных лабораториях. Инженерные классы работают в восьми школах города, медицинские классы – в школах №1194 и 1557. В восьми школах открыты 19 кадетских классов. В новый проект «Академический класс в московской школе» с 1 сентября 2017 г. включилась школа №1557.

Школы и их партнеры – вузы и инновационные предприятия, другие организации – вместе помогают ребятам сформировать необходимые для жизни и будущей профессии навыки и умения, стать успешными в выбранной деятельности.

– В зеленоградской школе №1528 действует отделение, где учатся дети с аутистическими расстройствами, маломобильные дети. Возможно ли появление в Зеленограде школы для незрячих ребят?

Михаил Тихонов:

– Школа №1528 является одной из двух ресурсных школ Зеленограда, работающих с детьми, нуждающимися в специальном сопровождении (№1528 и 854). С 1 сентября 2016 г. здесь открылся ресурсный класс для детей с расстройством аутистического спектра и другими ментальными нарушениями. Для них выделены школьные аудитории, которые оборудованы всем необходимым. Это специальные пособия (книги, игрушки, конструкторы), игровой материал для сенсорной зоны. В классных комнатах – интерактивные доски, компьютеры. В сенсорной зоне – мягкие мешки-кресла, сухой бассейн с шариками, мягкий конструктор, батут.

В ресурсном классе обучаются 10 детей, родители которых выбрали данную форму обучения. Это одна из моделей обучения для детей с РАС, предусматривающая постепенный переход этих детей в общеобразовательные классы. Педагоги и тьюторы, работающие в классе для детей с РАС (а на каждого ребенка-аутиста в школе приходится трое взрослых: тьютор, сопровождающий и классный руководитель) в настоящее время получают второе высшее образование, проходят обучение по использованию в работе метода прикладного анализа поведения.

Кроме того, на базе школы №1528 в 2016 г. был открыт центр сопровождения слабовидящих детей. Для центра приобрели специальное оборудование более чем на 3 млн. руб. По желанию родителей дети с нарушением зрения обучаются как в школе №1528, так и в других школах округа, где для них созданы специальные условия, а центр осуществляет методическую поддержку педагогов и родителей.

– На какой стадии в настоящее время находится капитальный ремонт зеленоградского Дворца творчества детей и молодежи? Каким образом в результате Дворец будет обновлен?

Михаил Тихонов:

– Для капитального ремонта Зеленоградского дворца творчества разработана проектно-сметная документация, получено положительное решение государственной экспертизы и предусмотрено финансирование, превышающее 300 млн. рублей. Заказчиком на проектирование и выполнение ремонтных работ выступает городская дирекция по строительству и реконструкции. В настоящее время идет подготовка соответствующей конкурсной процедуры. За-планированы замена витражей и ремонт фасада, обновление всей инженерной инфраструктуры здания включая оборудование зала, новые дизайнерские решения помещений.

Работы будут проводиться в текущем году.

– Московские школьники доминируют на Всероссийских и международных Олимпиадах. Как бы вы оценили успехи на олимпиадах зеленоградских школьников?

Михаил Тихонов:

– С 2013 по 2017 г. зеленоградские школьники шесть раз становились победителями и призерами международных олимпиад по лингвистике, естествознанию, географии и физике.

По итогам 2016/17 учебного года 11 ребят из 8 школ округа стали победителями и призерами заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников (в 2015/16 уч.г. – 6).

В школьном этапе всероссийской олимпиады школьников в 2016/17 учебном году приняли участие более 34 тысяч учеников 4–11-х классов Зеленограда, это на 4 тысячи больше, чем в предыдущем году. А в 2017/18 учебном году – уже 35 тысяч, 10 из которых были приглашены на следующий, муниципальный этап.

Число призеров муниципального этапа в округе ежегодно составляет около 1400 человек. В сравнении с 2016/2017 учебным годом почти вдвое увеличилось число призовых мест по астрономии и географии. Традиционно много победителей и призеров по русскому языку, литературе, обществознанию.

На третий (региональный) этап всероссийской олимпиады школьников в этом году приглашены 608 зеленоградцев, обучающихся в 9–11-х классах. Лидируют по наибольшему количеству призеров муниципального этапа и приглашенных на региональный этап школы №853, 1557, 1353, 1194, 2045. В прошлом году 142 учащихся старших классов округа стали победителями и призерами регионального этапа. Зеленоградские школьники проявляют активность и в московской олимпиаде школьников: ежегодно около 130 ребят становятся ее призерами и победителями.

Подпишитесь на рассылку:

  • RSS подписка
  • email подписка

Другие новости раздела


Ученица школы №853 прошла отбор для участия в международной Модели ООН имени Виталия Чуркина
05.04.2018 14:21

Московская международная модель ООН является одной из программ Российской ассоциации содействия ООН и проводится с 1999 года в сотрудничестве с МГИМО МИД России.

В Зеленограде пройдет конкурс инновационных идей «Трансформация»
04.04.2018 11:25

13 и 14 апреля 2018 года участники смогут окунуться в 2030 год, увидеть себя и решить, что нужно делать уже сейчас.

Во Дворце творчества детей и молодежи пройдет капитальный ремонт
03.04.2018 13:25

Исполнителя работ выберут на аукционе, который состоится 16 апреля. Заявки на участие в торгах принимаются до 9 апреля.

Российская электронная школа объединяет Россию 
02.04.2018 13:36

В Москве завершилось обучение слушателей первой пилотной группы, состоящей из педагогов, навыкам практической работы с контентом Российской электронной школы.

Москвичи заняли первое место на Всероссийской олимпиаде по астрономии
29.03.2018 17:20

Мэр Москвы Сергей Собянин поздравил школьников столицы, участвовавших во Всероссийской олимпиаде по астрономии, с первым общекомандным местом.

В Зеленограде обсудили вопросы профилактических работ в образовательных организациях
29.03.2018 12:31

В преддверии окружной недели здоровья в стенах МГПУ состоялось совещание по вопросам организации профилактической работы в образовательных учреждениях ЗелАО.

Зеленоградские школьники стали призерами финального этапа Всероссийской олимпиады по астрономии
28.03.2018 10:42

Сразу двое воспитанников зеленоградских образовательных организаций стали призерами финального этапа Всероссийской олимпиады по астрономии.

Баскетболисты школы №1692 стали серебряными призерами городского первенства
28.03.2018 10:41

В столице состоялось Первенство сборных команд образовательных организаций Москвы по баскетболу «Победный мяч».

«Дом на Брестской» приглашает на выставку «ОБРАЗование Москвы»
27.03.2018 16:55

В апреле жителям и гостям Москвы расскажут об архитектурных концепциях образовательных пространств столицы.

Магистранты МИЭТ вошли в число стипендиатов благотворительного фонда Потанина
27.03.2018 12:35

Победителями стали магистранты из 75 российских вузов, от Калининграда до Камчатки. Среди них и четверо студентов НИУ «МИЭТ».

Профессор из Японии отметил большой интерес московских школьников к математике
26.03.2018 17:41

Заместитель директора Института изучения и развития образования при Университете Канадзавы  в Москве изучает методики математического образования. 

В Сеченовском университете при поддержке МИЭТ открыта кафедра бионических технологий
26.03.2018 12:42

В Сеченовском университете в рамках партнерства с НИУ «Московский институт электронной техники» создан Институт бионических технологий и инжиниринга.

Школа №1557 Зеленограда проведет научно-практическую конференцию «Космопарк 1557»
23.03.2018 12:19

Зеленоградская школа №1557 приглашает принять участие в третьей школьной научно-практической конференции «Космопарк 1557».

Молодые педагоги школы №853 стали призерами городского конкурса молодежных инициатив
22.03.2018 11:46

Итоги ежегодного конкурса для учителей и воспитателей, недавно пришедших в профессию, «Молодые педагоги – московскому образованию» подведены в Москве 20 марта.

Ирина Белых провела встречу с директорами школ Зеленограда
22.03.2018 09:20

Депутат Госдумы, председатель объединения общественных советов зеленоградских школ Ирина Белых приняла участие в работе межрайонного совета директоров школ Зеленограда.

Зеленоградское отделение МГПУ приглашает на День открытых дверей
21.03.2018 12:58

24 марта в 12.00 в корпусе 1140 зеленоградское отделение Московского городского педагогического университета проведет День открытых дверей.

Эффективные практики системы образования Москвы переймут школы Якутска
20.03.2018 16:24

Опыт Москвы по созданию образовательных комплексов изучат директора якутских школ в апреле.

МИЭТ и Пекинский университет подписали меморандум о сотрудничестве
20.03.2018 12:10

НИУ «Московский институт электронной техники» Зеленограда посетили представители Пекинского университета информационных технологий и наук (BISTU).

В зеленоградской школе появились контейнеры для сортированных отходов
20.03.2018 12:01

Во дворе школы №1194 компанией «МСК-НТ» были установлены первые контейнеры для отсортированных отходов.

МИЭТ предлагает поступить в магистратуру без вступительных испытаний
20.03.2018 12:00

НИУ «Московский институт электронной техники» Зеленограда приглашает выпускников бакалавриата принять участие в конкурсе творческих и проектных работ.

Префект округа Анатолий Смирнов побывал в зеленоградской школе №1194
15.03.2018 13:29

Префект округа Анатолий Смирнов с рабочим визитом посетил школу №1194 в 15 микрорайоне.

Исаак Калина: «Учитывать интересы каждого ребенка»
15.03.2018 12:41

В столице начинается разработка стратегии развития столичного образования до 2025 годы.

В школе №1528 состоялась неделя профилактики употребления психоактивных веществ
13.03.2018 13:19

Старт Недели профилактики дала радиопередача «Независимое детство», на которой учащиеся 7-х классов рассказали об опасности употребления психоактивных веществ.

1 апреля МИЭТ проведет большой день открытых дверей
12.03.2018 12:57

Главный день открытых дверей в 2017/2018 учебном году состоится в НИУ «Московский институт электронной техники» Зеленограда 1 апреля.

Зеленоградский Центр компьютерного обучения проведет профориентационный день открытых дверей
12.03.2018 12:53

25 марта в 15.00 зеленоградский Центр компьютерного обучения и дополнительного образования (Центр Немцовой) проведет профориентационный день открытых дверей.

В школе №1528 прошел семинар «Синдром эмоционального выгорания»
06.03.2018 12:01

В школе 1528 имени Героя Советского Союза И.В. Панфилова состоялся городской семинар для педагогов и психологов школ Зеленограда «Синдром эмоционального выгорания».

Собянин предложил учителям написать стратегию развития образования
02.03.2018 12:47

Мэр Москвы Сергей Собянин высказал свое мнение по поводу разработки стратегии развития образования.

В школе №853 прошел семинар «Социальное партнерство в управлении школой»
01.03.2018 14:10

В школе №853 Зеленограда состоялся семинар «Социальное партнерство в управлении школой: как это работает».

Стратегию развития столичного образования разработают учителя
26.02.2018 17:52

Московские учителя станут авторами стратегии развития столичного образования до 2025 года.

В марте МИЭТ организует семь лекций в рамках проекта «Университетские субботы»
21.02.2018 12:08

В НИУ «Московский институт электронной техники» Зеленограда продолжается образовательный проект «Университетские субботы».


Фото & ВидеоВСЕ »