Учредитель: Префектура ЗелАО г. Москвы Учредитель: Префектура ЗелАО г. Москвы

Что можно сделать с электронной подписью


Электронная подпись нужна для подтверждения авторства документов, оформляемых через интернет. Её невозможно увидеть, поскольку она является набором уникальных символов, сгенерированных криптографическим шифрованием. Она идентифицирует лицо, которому принадлежит, выражая согласие с содержанием документа. Для этого разработана особая технология шифрования с открытым ключом, который получает автор ЭП. Работать над этой технологией начали еще в 1976 году, постепенно совершенствуя и повышая её надёжность. В 2014 году был создан тот образец, который используется по сегодняшний день.

Подпись выдаётся удостоверяющим аккредитованным центром (УЦ). Выглядит она как USB-флешка, которую можно носить с собой или хранить в местах, недоступных для других людей. Чтобы получить ЭП, человек лично или удалённо обращается в УЦ, заполняет анкету и соглашается с обработкой своих данных. Эти данные некоторое время проверяются специалистами (обычно 2—3 дня). Проверяются не только личные данные, но и полномочия человека, особенно если речь идёт о получении ЭП лицом юридическим. По окончании проверки выдаётся сертификат, цена которого зависит от сферы, где будет применена подпись, и средств антивирусной защиты.

Виды подписи

Вида ЭП всего три:

  1. Простая подпись, используемая физическими лицами.
  2. Усиленная — с применением особого, более защищенного шифрования. Она в свою очередь может быть неквалифицированная или квалифицированная (для подписания юридически значимых документов).
  3. Квалифицированная усиленная ЭП считается аналогом собственноручной подписи. Она имеет ключ проверки, который указывается в сертификате. Действие ключа длится один год, затем требуется его продление. При оформлении квалифицированной подписи необходимо личное присутствие заявителя в УЦ.

Удостоверяющие центры подробно расписывают на своих сайтах, как правильно выбрать подпись и как её оформить. Обычно процесс включает следующие шаги:

  • Выбор из списка организаций ближайшего удостоверяющего центра.
  • Подача запроса на получение ЭП с необходимыми документами, список которых зависит от заявителя (физическое, юридическое лицо, ИП, фирма и т. д.).
  • Ожидание процесса проверки данных заявителя.
  • Обращение в точку выдачи ЭП для получения сертификата и ключей подписи.

Электронная подпись — удобный эквивалент подписи вручную. В процессе её построения ведётся математическое взаимодействие между документом, а также открытым и закрытым ключами, предусмотренными для безопасности данных. Сертификат, который имеет каждая ЭП, представляет собой своеобразный паспорт пользователя — владельца подписи. Получив по электронной почте документ, адресат узнает об отправителе именно по сертификату.

Сертификат включает в себя личные данные владельца подписи, ряд сведений о дальнейшем применении, информацию об удостоверяющем центре, ответственном за выдачу, и открытый ключ. Ключ представляет собой уникальный шифр, предназначенный для получения информации о достоверности ЭП на документе. Владелец сертификата передаёт этот ключ всем лицам, с которыми он планирует обмениваться документами. Формируется также и закрытый ключ — это зашифрованная комбинация, которая должна храниться в месте, защищенном от посторонних людей. Он может содержаться на флешке, дискете, смарт-карте или другом удобном носителе. Открытый и закрытый ключи взаимодействуют только вместе.

Где используется ЭП

Подпись существенно снижает временные затраты при совершении гражданско-правовых сделок, при оказании услуг населению государством и при ведении бизнеса. Её обладатель имеет возможность удаленно обратиться во многие виртуальные приемные государственных служб своего города и всей страны. Он может подавать заявления, подписанные ЭП, и не выходя из дома отслеживать рассмотрение своего обращения, узнавать о принятых решениях.

Физические лица с помощью электронной подписи взаимодействуют с государственными, информационными, медицинскими и учебными системами, используя для этого интернет. Прямо из дома и без очередей они могут совершать покупки и получать необходимые услуги. Юридические лица, имеющие ЭП, получают допуск к участию в электронных торгах, к организации электронного документооборота и сдаче электронной отчетности в налоговые органы. С помощью электронной подписи стало возможным зарегистрировать ИП или юридическое лицо, оформить патент на собственное изобретение, подать заявление на регистрацию брака или на учёбу в вуз, заявку в банк на получение кредита и многое другое.

Чтобы применять ЭП, требуется установка на компьютер специального ПО, полученного в удостоверяющем центре. Далее, используя ряд программ, можно начинать ставить подпись на нужных документах.

В 2020 году, самым частынм применение ЭП выделяют:

  1. Электронная отчетность
  2. Работа с онлайн кассами и ОФД
  3. Маркировка
  4. Электронный документооборот

В чем польза электронной подписи?

Оформление электронных документов решает важную задачу — избавляет от долгой бумажной волокиты. Это особенно важно для представителей бизнеса, обязанных отправлять отчетность в контролирующие органы и обмениваться документами с контрагентами. Теперь это можно делать удалённо, из любой точки, где есть доступ к сети интернет. Перечислим и другие преимущества ЭП:

  • сокращение финансовых издержек при отказе от традиционных бумажных носителей;
  • сокращение расходов на доставку, учет и хранение документов;
  • упрощение схемы документооборота при отсутствии необходимости лично встречаться с адресатами для передачи документов в бумажном формате;
  • снижение риска потери файлов при отправке;
  • гарантия достоверности переданной информации.

Электронная подпись существенно облегчает и документооборот физических лиц, которые с её помощью могут получить многие государственные услуги, ради которых ранее приходилось часами стоять в очередях. К таким услугам, к примеру, относятся замена гражданского или заграничного паспорта, регистрация по месту жительства, покупка недвижимости и подача жалоб.

На электронный документооборот перешли уже многие организации и интернет-ресурсы. Иногда в процессе работы с некоторыми информационными системами у пользователей возникают проблемы с проставлением электронной подписи. Это может происходить по ряду причин:

  • Данная система не работает с таким сертификатом.
  • Сертификат недействителен (выпущен неаккредитованным УЦ, отозван или закончился его срок действия).
  • Возникли технические проблемы, зависящие от самой площадки или ошибки от пользователя.

Как защититься от мошенников

Цифровая экономика предоставляет участникам новые возможности, но и создает новые риски. Здесь особенно актуально правило «предупреждён — значит вооружен». Взлом ЭП практически невозможен, зато известны случаи несанкционированного применения подписи, когда владельцы оставляли её без присмотра. Чтобы надёжно защититься от мошенников, рекомендуется хранить флешку в сейфе или другом месте, где к ней не получат доступ другие лица. Квалифицированная подпись имеет более надёжную защиту от постороннего использования — ключ проверки ЭП, поэтому компаниям и ИП рекомендуется получить для работы и бизнеса только такой вид подписи.

Также известны махинации с подписями электронного формата через центры сертификации. Недавно было выявлено участие нескольких центров в несанкционированном применении ЭП и подписании документов без согласия и участия владельцев сертификатов. Нарушения касались не только простых, но и усиленных подписей, они производились методом повторного применения удостоверяющим центром ЭП своих клиентов. Из этого следует, что подавать заявку на сертификат необходимо только в проверенную, аккредитованную государством и имеющую лицензию организацию.

Существует строгая система контроля деятельности удостоверяющих центров, предусмотренная законом. Чтобы начать свою деятельность, УЦ должен получить лицензию ФСБ, а если центр планирует выдавать квалифицированные подписи, то он обязан пройти аккредитацию при Минкомсвязи. Кроме того, за работой УЦ постоянно следят ФСБ, Минкомсвязи и АЭТП, проводя ежегодные проверки. Доверяя такому центру, можно существенно снизить риск мошенничества.

Электронная подпись и недвижимость

Согласно действующему законодательству, жители России могут удалённо подавать документы на сделки с недвижимостью. Для этого собственнику недвижимости необходимо оформить заявление, подписав его квалифицированной электронной подписью, имеющей ключ проверки. Наличие ЭП значительно упрощает данную процедуру и для продавца объекта, и для его покупателя. К сожалению, на практике существует риск того, что закрытый ключ попадет в руки недобросовестных граждан.

С августа прошлого года вступил в силу закон, связанный с несанкционированным применением ЭП при купле-продаже или передаче недвижимости. Вопрос о необходимости принятия такого закона был поднят после происшествия с жителем Москвы, который при получении квитанции на оплату коммунальных услуг вдруг обнаружил, что у его квартиры поменялись данные собственника. Проанализировав документы, Росреестр подтвердил, что переход прав владения квартирой был осуществлён на основании договора дарения в электронном формате, подписанного с применением ЭП. Дарственные документы перед подачей в Росреестр подписаны ЭП как дарителем, так и одаряемым. Экспертиза подтвердила «подлинность» подписи и статуса сертификата.

Как обезопасить себя в этом случае? Росреестр порекомендовал оформлять заявление о невозможности проведения сделок с их собственностью без личного участия. При подаче такого заявления в ЕГРН заносится особая запись, на основании которой сделки с недвижимостью без присутствия владельца просто не принимаются к рассмотрению, даже если у желающего оформить такую сделку имеется доверенность, заверенная нотариусом.

То есть от электронной подписи при совершении купли-продажи недвижимости стало возможно полностью отказаться. В связи с этим в законодательство был внесен ряд поправок. В новом законе говорится об обязательном письменном согласии собственника жилья или коммерческой недвижимости на регистрацию электронных сделок. Кроме того, Росреестр обязуется сообщать собственнику о поступлении заявки на электронную сделку с его объектом недвижимости прямо в день получения такой заявки. Это обезопасит граждан от действий мошенников, способных продать чужую собственность без разрешения и ведома хозяина.

Также в ходе очередных парламентских слушаний обсуждались способы ужесточения правил выдачи ключей ЭП. Участниками слушаний было отмечено, что сегодня можно без труда получить сертификат ключа, представив лишь копию паспорта гражданина и доверенность в обычной письменной форме. Такие документы легко подделать, чем и пользуются мошенники, желающие обманным путем завладеть чужим имуществом.

Теперь условия для центров, выдающих сертификаты, станут ещё строже, повысятся финансовые требования к подобным организациям. В результате эти меры должны привести к укрупнению УЦ и к более ответственному исполнению ими своих обязанностей. Выданный квалифицированный сертификат прекратит свое действие по истечении срока аккредитации УЦ.

Читать далее:

Полезные продукты для здоровья человека
Преимущества вебинаров для вашего бизнеса
Официальный сайт Rox Casino: ассортимент игровых автоматов
Казино Азино 777 - выбор чемпионов
Игровые автоматы Эльдорадо клуб


Другие новости


Москвичи завоевали 13 медалей международных школьных олимпиад

В 2018 г. московские школьники, находясь в составе сборной России на международных олимпиадах, завоевали 13 медалей.

Собянин открыл новое здание школы №1542 в Солнцево

На ул. Авиаторов в районе Солнцево открылось новое здание школы №1542.

Воспитанники колледжа №50 стали призерами VI Чемпионата России «Молодые профессионалы»

Воспитанники политехнического колледжа №50 имени дважды Героя Социалистического труда Н.А. Злобина из Зеленограда заняли на чемпионате сразу 2 призовых места.

В ОЭСР высоко оценили систему образования Москвы

Качество московской системы образования было высоко оценено директором по вопросам образования Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) Андреасом Шляйхером.

Зеленоградский школьник Ален Коспанов завоевал золото на Международной географической олимпиаде

Российская команда школьников вновь отличилась на Международной географической олимпиаде (IGeo).

Студенты из Китая успешно освоили 5G в МИЭТ

Торжественное завершение Международной технической летней школы, посвященной мобильной связи следующего поколения, состоялось в МИЭТ 3 августа.

Преподаватели и студенты МИЭТ попали в тройку лидеров на форуме «Инженеры будущего»

Студент группы ИПОВС-21 Антон Гаращенко занял третье место в номинации «Лучшая научная работа». Преподаватели НИУ «МИЭТ» заняли первое место в общем командном зачете форума.

Клуб моделизма и робототехники ведет набор в Зеленограде

Последняя пятая смена курса моделизма и робототехники пройдет с 30 июля по 10 августа.

МИЭТ запустил новый образовательный проект 

НИУ «МИЭТ» запустил новый образовательный проект MIET Advanced. Об этом сообщается на официальной странице вуза ВКонтакте. 

Фото & ВидеоВСЕ »