В России и в Москве в частности готовятся принципиальные изменения для развития и поддержки производств, особенно занятых в области импортозамещения.
Увидел свет Федеральный закон «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений, возникающих в связи с комплексным развитием промышленных зон и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Документ был одобрен федеральными депутатами в первом чтении. Он призван привести в порядок и урегулировать правовые отношения относительно промышленных зон.
Россия
Законопроект о реорганизации промзон, в первую очередь дает четкое определение самой промышленной зоны, и устанавливает условия, при наличии которых в отношении таких территорий может быть принято решение о комплексном развитии.
Законопроект детально определяет этапы процесса комплексного развития промышленной зоны: обследование территории, разработка концепции комплексного развития, принятие решения о реорганизации и утверждение программы реализации концепции развития, определение форм взаимодействия со всеми собственниками, которые находятся на территории промзоны, и в дальнейшем – утверждение проектов планировки территории.
В соответствии с требованиями законопроекта, каждый собственник получает «личное» уведомление о всех значимых решениях, принятых органом местного самоуправления. «Задача – максимально открыто показывать планы города, уведомлять каждого собственника и тем самым пытаться заинтересовать его в развитии конкретной промзоны», - отметил заместитель директора департамента жилищной политики Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Николай Сарокваша.
Новацией законопроекта, как подчеркнул Николай Сарокваша, являются механизмы вовлечения всех собственников земельных участков и объектов недвижимости, расположенных в границах промзон, в процесс реорганизации. «Собственникам предлагаются различные варианты участия в процессе комплексного развития. Это может быть участие в форме акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда, инвестиционного товарищества или хозяйственного партнерства», - рассказал замдиректора департамента. В том числе документ предусматривает возможность самостоятельного участия собственником в процессе реорганизации.
Вместе с тем, в законопроекте прописаны процедуры выкупа земельных участков (объектов недвижимости) для муниципальных нужд в целях комплексного развития промышленных зон.
Москва и Зеленоград
С 1 июля вступил в силу федеральный закон «О промышленной политике РФ». Он предусматривается предоставление системообразующим и стратегически важным предприятиям субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам на пополнение оборотных средств и финансирование текущей производственной деятельности.
Новый федеральный закон предусматривает дополнительные меры поддержки:
-
субсидии в рамках отраслевых подпрограмм госпрограммы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» и программы Фонда развития промышленности:
-
на проекты импортозамещения, добанковские, прединвестиционные проекты и проекты консорциумов;
-
финподдержку организациям, реализующим новые комплексные инвестиционные проекты по приоритетным направлениям гражданской промышленности, при компенсации затрат по уплате процентов по кредитам на осуществление инвестиционных проектов
-
компенсацию части затрат на НИОКР по приоритетным направлениям гражданской промышленности в рамках реализации комплексных инвестиционных проектов и возмещение субъектам РФ затрат на создание инфраструктуры индустриальных парков и технопарков.
В Москве по аналогии с Федерацией готовят к выпуску проект закона «О промышленной политике», который также предусматривает ряд мер поддержки отечественным предприятиям и в основном касается развития промышленных зон и деятельности технопарков. Их обсудили на июльском Совете директоров организаций науки и промышленности Зеленограда, который состоялся в конференц-зале префектура округа. Об особенностях столичной господдержки производств рассказала начальник управления промышленной политики Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства Москвы Н.Попкова.

Предполагается, что все промзоны пройдут спецпроверку по целевому использованию земельных участков. Если в промзоне менее 50% занято промышленностью, то, вероятнее всего, будет принято решение о ее перепрофилировании. А промзоны, подтвердившие свой статус, с созданными в их рамках технопарками смогут претендовать на городские налоговые преференции. В частности, технопарки освобождаются от налога на имущество, платят минимальный налог на землю (0,01% от начисленного). А их резиденты помимо нулевого налога на имущество, заплатят пониженный налог на прибыль (13,5% вместо 18%).
При этом ранее существовавшие формы поддержки (компенсация процентной ставки по кредитам и на приобретение оборудования) в Москве сохраняются.
Еще одна обсуждаемая мера поддержки для технопарков и их резидентов – возможность получить через систему горзаказа контракты сроком на 10 лет на предоставление городу импортозамещающей продукции, если она будет отвечать ряду критериев качества и эффективности. Это, по задумке авторов документа, будет способствовать решению актуальной для многих предприятий проблемы сбыта продукции.
Всего в Москве к концу 2015 года планируется создать 60 технопарков.
Интересен еще один нюанс. По словам Н.Попковой, если раньше предприятие, получив какую-либо финансовую поддержку на федеральном уровне, не могло претендовать на аналогичную помощь на региональном, то скоро оно сможет воспользоваться и региональными, и федеральными льготами одновременно.