Учредитель: Префектура ЗелАО г. Москвы Учредитель: Префектура ЗелАО г. Москвы

ИТОГИ 2006 ГОДА

Лента новостейВСЕ »

Перед Новым годом принято оглядываться на год прошедший. Оценивать его удачи, анализировать недостатки, прогнозировать перспективы. Уходящий 2006 год был чрезвычайно интересным и памятным для Зеленограда.

Прежде всего потому, что к нам зачастила правительственная элита России и Москвы. Эта тема не могла не прозвучать в беседе журналиста газеты «Сорок один» с префектом ЗелАО Анатолием Николаевичем СМИРНОВЫМ. Так же, как и концепция развития Зеленограда как «компактного города», начало реализации проекта технико-внедренческой зоны, перспективы транспортной инфрастуктуры и предстоящее 50-летие Зеленограда.

Но префект не только подводил позитивные итоги 2006 года. Оказалось, что и в недалекое будущее тоже  не так уж сложно заглянуть. По крайней мере, лет на 10-15.

Но первый вопрос Анатолию Николаевичу — о повышенном интересе высоких персон к нашему городу.

— Полагаю, это вызвано тем, что недостаточное внимание государства к отечественной микроэлектронике в последние 15 лет привело ее к значительному технологическому отставанию от мирового уровня. Специалисты считают, что отрыв составляет около 20 лет. Печальный факт. А отсутствие спроса на изделия микроэлектроники в 90-е годы привело к тому, что производство многих типов микросхем было полностью прекращено. И сегодня даже при изготовлении электронной аппаратуры оборонного назначения России значительную долю составляет зарубежная электронная компонентная база. Это крайне опасно, недопустимо. Данная ситуация грозит потерей технологической независимости и информационной безопасности нашей страны.

— Но ведь были объективные причины этого отставания. Хотя сейчас видно, что городу удалось сохранить себя в качестве российской «силиконовой долины». Благодаря чему это произошло?

— Серьезным испытанием для всего зеленоградского научно-производственного комплекса электроники стали кардинальные изменения политического курса страны в 90-е годы. Системообразующие связи между предприятиями были утрачены, прекратилось централизованное финансирование, государственный курс на сокращение расходов на оборону лишил промышленность гарантированного портфеля заказов. Кстати, напомню, что в прежние годы он достигал 100%. В результате этого к середине 90-х годов объем производства и научных услуг зеленоградских предприятий электроники упал по сравнению с докризисным 1991 годом вдвое. Следствием стал массовый отток научных работников, специалистов, квалифицированных рабочих. Численность работающих сократилась в три раза. Полагаю, в то время было пережито немало личных трагедий. Да, откровенно говоря, и для города в целом эта ситуация выглядела весьма драматично. Эта картина усугублялась отсутствием собственных финансовых средств, а также внешнего финансирования на закупку нового технологичного оборудования. Одним словом, основные фонды предприятий морально и физически устарели. А это, в свою очередь, сделало невозможным освоение современных изделий электронной техники нового поколения, которое востребовано и на внутреннем, и на внешнем рынках. Вместе с тем руководством Москвы и Зеленограда в течение этого сложного периода предпринимались различные меры содействия и помощи предприятиям. Мэр Москвы Юрий ЛУЖКОВ не раз приезжал к нам, знакомился с положением дел, беседовал с директорами. И поддержка Юрия Михайловича была не только моральной. В 1992 году предприятиям города из бюджета Москвы были предоставлены кредиты для пополнения оборотных средств. А в 1997 году ряд наших предприятий получил инвестиционный налог Министерства финансов России в сумме 60 млрд неденоминированных рублей. Все это способствовало оздоровлению нашей экономики. Существенную роль в данном процессе сыграло образование в 1997 году особой экономической зоны на базе предприятий электроники, которым предоставлялась льгота по налогу на прибыль (в части городской составляющей), они освобождались от налога на имущество, на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы. В 2002 году Законом города Москвы была утверждена долгосрочная Городская программа развития территориальной единицы с особым статусом — «Особая экономическая зона «Зеленоград» — на 2002-2006 гг. Принятие этой программы позволило оказать предприятиям не только финансовую, а также организационную и правовую помощь. Подчеркну, что сдвинуть столь серьезный проект без понимания и поддержки мэра столицы нам было бы, наверное, не под силу. К сожалению, территориальные единицы с особым статусом в Москве в 2003 году были отменены. Это коснулось и нас. Но в настоящее время научные и промышленные предприятия Зеленограда в целом преодолели кризисную ситуацию, сохранили основной профиль производства — микроэлектронику, выпуская почти 80% интегральных схем, производящихся в России, осуществляют разработки высоких технологий в области нанотехнологии, микромеханики, оптоэлектроники, интеллектуальных систем технического зрения и др. Сегодня очень большой шанс дает нам реализация проекта технико-внедренческой зоны. Думаю, все плюсы и минусы прошедших лет и обусловили пристальное внимание руководства страны к предприятиям Зеленограда — центра российской электроники. А по поводу визитов правительственной элиты к нам хочу отметить, что высокие гости не просто подробно ознакомились с состоянием отечественной микроэлектроники, но и комплексно рассмотрели проблемы отрасли и наметили пути их решения.

— Анатолий Николаевич, вы упомянули проект технико-внедренческой зоны. Кстати, им довольно активно интересуются и читатели. Давайте напомним, что из себя будет представлять ТВЗ «Зеленоград».

— В результате конкурса в конце 2005 года Москва как субъект РФ получила право на создание в Зеленогра дском а дминистративном округе особой экономической зоны технико-внедренческого типа. Начало работы показало, что к ней достаточно хорошо подготовлены. Сам факт победы в конкурсе был определен качеством заявочной документации. u1052 Мы смогли доказать, что у нас есть все необходимые предпосылки для создания особой зоны. В первую очередь, это инженерная, кадровая обеспеченность, связь с вузовской и фундаментальной наукой. Условия конкурса были таковы, что проект, с одной стороны, должен был создаваться в чистом поле, с другой — требовал обеспечения кадрами. У нас имеется и «чистое поле» (достаточный участок земли) и в то же время избыток квалифицированных кадров — это наши жители, многие из которых в силу целого ряда экономических обстоятельств вынуждены искать место приложения своего труда вне Зеленограда. Около 40 тысяч зеленоградцев ежедневно уезжают на работу в Москву и Московскую область. Их не надо приглашать извне, обеспечивать дополнительным жильем, строить детские сады и школы — надо только предложить им работу в Зеленограде. Есть возможность их переподготовки для нужд реальных резидентов. Имеющиеся у нас городские структуры, вузы неплохо вписываются в систему переподготовки кадров. Но перейдем к зоне. Под нее отведена основная площадка в Алабушево, в черте Зеленограда — 150 га и 5,5 га — участок, примыкающий к МИЭТу. Всего должно быть построено свыше 500 тыс. кв. м научных и производственных площадей, где предполагается создать более 15 тыс. рабочих мест. Сфера деятельности научных разработок и опытного производства — электроника, наноэлектроника, микромеханика, приборо строение как научное, так и рассчитанное на ширпотреб. Одним словом, все, что традиционно связано с деятельностью наших научных организаций и предприятий. Хотя это не означает, что инвесторами и резидентами ТВЗ будут только предприятия Зеленограда. Напротив, мы полагаем, что сюда должны прийти новые компании — как российские, так и зарубежные. Всего в технико-экономическую зону федеральный и московский бюджеты равными долями должны вложить 24 млрд рублей. Нужно отметить, что впервые постсоветское государство взяло на себя основной риск в инновационной политике. Это хороший, перспективный знак. И если взять шире — это даже второе рождение Зеленограда. А полная реализация нашего проекта может оказать позитивное влияние и на экономику всей страны. Сегодня законом определяется особый экономический режим зоны. Срок реализации проекта — 20 лет. На этот срок резиденты получают различные льготы. В их числе — особый таможенный режим, связанный с поставками из-за рубежа, с переработкой и т.д. Это одна из самых привлекательных преференций для многих резидентов. Таким образом, ТВЗ «Зеленоград» внесет существенный вклад в инновационное развитие экономики и позволит решить ряд социальных проблем: будет максимально использован интеллектуальный, научно-технический и технологический потенциал, созданный в городе за 48 лет его существования; обеспечено производственными площадями дальнейшее развитие научно-технической и производственной деятельности; решены проблемы занятости жителей Зеленограда и транспортная проблема.

— Какие проблемы встали перед городом в связи с созданием здесь технико-внедренческой зоны? Как она вписывается в концепцию «компактного города»?

— В этом году состоялось важное событие в жизни города — завершение разработки градостроительного плана до 2020 года. Мы говорим о том, что город может развиваться как самодостаточный с точки зрения бизнеса, проживания в нем, обеспеченности социальными услугами. И в то же время ориентированный на сохранение статуса научного центра. Эта концепция и получила рабочее название «компактный город». Для нас это стратегический вариант: мы не имеем права отдать все позитивное и важное в научном плане, то, что создавалось еще Советским Союзом как центр электроники — предприятия, специалисты, высокий интеллектуальный потенциал. Теперь о жилье. Мы его должны строить ровно столько, сколько потребляет город. Сюда входят программы очередников — то, что положено, а также переселение из пятиэтажек, которые мы должны снести до 2009 года, и не больше. Конечно, есть необходимость, чтобы к нам приехали специалисты из Москвы, может быть, из других регионов. Для них тоже необходимо строить жилье. Но мы не имеем права передавать участки под строительство коммерческого жилья, потому что это будет только усугублять социальную обстановку в городе. Рабочих мест от этого в Зеленограде не прибавится, а проблем — наверняка.

— Недавно вы официально заявили, что в 2008 году в городе будет снесена последняя пятиэтажка. Это реально?

— Не помню, чтобы я это утвердительно говорил. Мы хотим снести пятиэтажки в 2009 году. Но можем, при определенных обстоятельствах, сделать это и в 2008 году. В 2005 году было принято решение о застройке 20-го мкрн, а с 2006 года на данной территории началось крупномасштабное строительство жилья. Естественно, объемы вводимого жилья увеличатся, вполне возможно, что сроки реализации программы реконструкции пятиэтажного жилого фонда будут заметно сокращены. Но это отнюдь не означает, что жилищное строительство в округе будет прекращено. В ближайших планах — начать реконструкцию 19-го мкрн, строительство района малоэтажной застройки Кутузово, также будет продолжаться строительство жилья по городским социальным программам.

— Что вы можете рассказать о таком важном аспекте для жителей города как транспортная инфраструктура?

— Поскольку документы по концепции «компактный город», градостроительный план и на участие в конкурсе на создание свободной экономической зоны готовились, можно сказать, параллельно, реализация ТВЗ «Зеленоград» согласовывается с решением мероприятий по градостроительному плану. Причем это то, что нужно нам. Закон о создании свободной экономической зоны в том и заключается, что Федеральный округ и регион должны вместе подготовить и создать инфраструктуру для тех, кто придет сюда со своими средствами строить собственные лаборатории, опытные участки и прочее. Транспортная инфраструктура для Зеленограда была одной из приоритетных в этом проекте, и она реализуется. Вот сейчас практически все деньги из федерального и московского бюджетов идут в основном на создание транспортной инфраструктуры. Решается вопрос расширения Ленинградского шоссе на участке Шереметьево — Зеленоград. Расширение Пятницкого шоссе является вспомогательным элементом, но это также еще в стадии решения. Сейчас мы заняты тем, что плотно работаем с Октябрьской железной дорогой по реконструкции участка Алабушево —Москва. Это будет отдельная ветка для экспресс-электричек между столицей и Алабушево. Также нужно отметить строительство развязки на 37-м км. Ленинградского шоссе, которое уже сегодня ведется достаточно интенсивно.

— То есть сегодня имеется возможность решить задачу тридцатиминутной доступности для зеленоградцев до узловых станций метро?

— Эта реальность связывает нас с еще одним проектом — созданием легкого метро «Москва — Шереметьево». Я очень рассчитываю и еще на один проект — строительство скоростной платной автомагистрали Москва — Санкт-Петербург. Она пройдет в районе Зеленограда на расстоянии шести километров от Ленинградского шоссе. И проект строительства развязки, которое сейчас идет, предполагает обустройство некой перемычки между Ленинградским шоссе и скоростной трассой. Это, конечно же, разгрузит шоссе и, надеюсь, сократит время в пути зеленоградцев до столицы. Если вести речь о ближайших перспективах, то мы ориентируемся, в основном, на увеличение количества подвижного состава, что позволит сократить до минимума интервалы движения и использование новых, более удобных и комфортабельных автобусов большей вместимости. Уже пущены автобусы 400-го маршрута из так называемого «нового города».

— Менее чем через полтора года Зеленоград будет отмечать свой 50-летний юбилей. Вы уже наметили круг обязательств, что нужно успеть сделать за это время, каким город должен прийти к юбилею?

— Может быть, я несколько старомоден, но как-то спокойно отношусь к праздникам и юбилейным датам. Мне хочется, чтобы в оставшееся время то намеченное, о чем мы с вами сегодня говорили, свершилось. Главное — вектор благополучия определен. Хотя в жизни даже в более короткий период между намеченным и тем, что сделано, бывает значительная разница. И если все то, что мы наметили, будет реализовано — большего счастья для меня лично и большего подарка зеленоградцам, в общем-то, и не нужно.

В.КУРЯЧИЙ, фото А.ЕВСЕЕВА