БОЛЬШИЕ ПЕРЕМЕНЫ В МАЛЕНЬКОМ ОКРУГЕ
- В последнее время в Зеленоград зачастили высокие гости. Совсем недавно здесь на заседании Совета по науке, технологиям и образованию побывал Президент России В.ПУТИН. В округ регулярно наезжает Юрий ЛУЖКОВ. За короткое время город посетили глава Правительства России Михаил ФРАДКОВ, вице-премьер Правительства РФ, министр обороны РФ Сергей ИВАНОВ, министр экономического развития и торговли Герман ГРЕФ, министр образования и науки Андрей ФУРСЕНКО и др. Глава Минпромэнерго Виктор ХРИСТЕНКО провел здесь выездную коллегию. Чем вызвано такое внимание высоких персон к самому маленькому округу столицы?
Этот вопрос мы задали префекту ЗелАО Анатолию Николаевичу Смирнову.
- Видимо, тем, что недостаточное внимание государства к отечественной микроэлектронике в последние 15 лет привело к ее значительному технологическому отставанию от мирового уровня. По оценке специалистов, оно достигает в настоящее время почти 20-и лет. А это, согласитесь, прискорбно. Кроме того, отсутствие спроса на изделия микроэлектроники в 90-е годы привело к тому, что производство многих типов микросхем было полностью прекращено. В результате в настоящее время даже при изготовлении электронной аппаратуры оборонного назначения значительную долю занимает зарубежная электронная компонентная база. Вдумайтесь в этот парадокс! Такая ситуация чревата потерей технологической независимости и информационной безопасности нашего государства.
Думаю, это и обусловило пристальное внимание руководства страны к предприятиям Зеленограда - Центра нашей электроники, российской «силиконовой долине». В ходе визитов высокие гости не только подробно познакомились с состоянием отечественной микроэлектроники, но и комплексно рассмотрели проблемы отрасли и наметили пути их решения.
- На общественном градостроительном совете при Правительстве Москвы мэр поддержал концепцию развития Зеленограда как «компактного города». Знаем, что были и другие представления о путях развития Зеленограда. Чем вы аргументировали?
- Действительно, предлагалось несколько вариантов развития Зеленограда, в том числе и как «спального района» столицы. Мы не могли согласиться с этим, поскольку, несмотря на экономические трудности, Зеленоград продолжал оставаться городом микроэлектроники, где сохранился научно-промышленный потенциал, где Московским институтом электронной техники продолжают готовиться специалисты, где хорошими темпами развивается малый бизнес и предпринимательство.
На наш взгляд, выбранная концепция «компактный город», позволяющая Зеленограду оставаться центром российской микроэлектроники, единственно верная. Она наиболее полно учитывает как особенности ЗелАО (неотъемлемая, но удаленная часть Москвы, научно-производственный комплекс), так и сложившееся положение дел с реализацией действующего генплана. Цель стратегии - обеспечить стабильное социально-экономическое и территориальное развитие, при котором численность населения, объемы жилищного строительства увязаны с темпами создания рабочих мест в инновационно-технологическом комплексе города. Цель определяет и приоритеты развития. Это создание новых рабочих мест, развитие внешних транспортных связей, взвешенная политика в сфере жилищного строительства, комплексное развитие социальной инфраструктуры.
- Сейчас уже ясно, что городу удалось сохранить себя в качестве центра российской микроэлектроники и других инновационных направлений в промышленности. Благодаря чему и вопреки чему удалось этого добиться?
- Кардинальные изменения политического курса страны в 90-е годы явились серьезнейшим испытанием для Зеленоградского научно-производственного комплекса электроники. Был «заморожен» крупномасштабный проект строительства Центра информатики и электроники, согласно которому предполагалось построить в Зеленограде ряд новых НИИ, КБ и заводов, а также реконструировать действующие.
Системообразующие связи между предприятиями были утеряны, централизованное финансирование прекратилось, государственный курс на сокращение расходов на оборону лишил промышленность гарантированного портфеля заказов, а ведь в прежние годы он достигал порой 100%, большинство предприятий были режимными, так называемыми «почтовыми ящиками». Резко сократились объемы производства и научных разработок. Следствием стал массовый отток научных работников, специалистов, квалифицированных рабочих. Думаю, тогда было пережито немало личных трагедий, да и для города в целом это было весьма драматично.
Годами формировавшаяся мощная материально-техническая база и инфраструктура зеленоградского научно-промышленного комплекса обернулись избыточностью при сократившихся объемах производства, значительными накладными затратами на поддержание в работоспособном состоянии зданий, сооружений, инженерных сетей.
Отсутствие собственных финансовых средств, а также внешнего финансирования на закупку нового технологического оборудования привело к моральному и физическому старению основных фондов предприятий, сделало невозможным освоение современных изделий электронной техники нового поколения, востребованного и внутренним, и внешним рынком.
В результате этого к середине 90-х годов объем производства и научных услуг зеленоградских предприятий электроники упал по сравнению с докризисным 1991 годом вдвое, численность работающих сократилась в 3 раза. Прекратился серийный выпуск микросхем, были полностью заморожены разработки специального технологического оборудования, сократился объем научных исследований. У большинства предприятий образовалась огромная задолженность по платежам в бюджеты Москвы и Российской Федерации, в социальный фонд, по расчетам за энергоресурсы, по выплате зарплаты работающим. Казалось, зеленоградская промышленность угасала, на глазах уходила в глубокий анабиоз.
Но даже в этот трудный период научные организации и промышленные предприятия города были вынуждены в условиях дефицита ресурсов самостоятельно искать пути сохранения своего потенциала, пути выхода на рынок товаров и услуг.
Вместе с тем, руководством Москвы и Зеленограда в течение этого сложного периода предпринимались различные меры содействия и помощи предприятиям. Юрий Михайлович Лужков не раз приезжал к нам в это время, знакомился с положением дел, посещал зеленоградские предприятия, беседовал с директорами. И поддержка мэра была не только моральной.
В 1992 году предприятиям города из бюджета Москвы были предоставлены кредиты для пополнения оборотных средств. А в 1995 году Правительство Москвы вновь выделило средства, на этот раз для возмещения задолженности предприятий по платежам за энергоносители. В 1996 году была предоставлена отсрочка по платежам в бюджет и списаны пени, по линии Фонда занятости населения выделены средства на создание новых рабочих мест. В 1997 году ряд наших предприятий получил инвестиционный налоговый кредит Министерства финансов России в сумме 60 млрд неденоминированных рублей.
Все эти меры способствовали оздоровлению экономики. Существенную
роль в этом процессе сыграло образование в 1997 г. Особой зоны на базе предприятий электроники, которым предоставлялась льгота по налогу на прибыль (в части городской составляющей), они освобождались от налога на имущество и налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы.
Казалось бы, меры и не такие уж кардинальные, но они дали передышку, способствовали выводу из кризиса электронной промышленности. Это позволило не только остановить спад производства и добиться стабилизации, но и обеспечить, начиная с конца 90-х годов, значительный рост экономических показателей. При этом ежегодно прирост платежей в бюджет и отчислений во внебюджетные фонды заметно превышал объем предоставленных льгот.
В 2002 году Законом города Москвы была утверждена долгосрочная Городская целевая программа развития территориальной единицы с особым статусом «Особая экономическая зона «Зеленоград» на 2002-2006 гг., в рамках которой Правительство Москвы принимало долевое участие в финансировании проектов НИОКР и инвестиционных проектов, направленных на развитие электронной промышленности Зеленограда, разработку и организацию производства электронных устройств и приборов для нужд города Москвы. Принятие этой программы позволило оказать предприятиям не только финансовую, но и организационную и правовую помощь. Надеюсь, вы понимаете, что сдвинуть столь серьезный проект без понимания и поддержки мэра нам было бы, наверное, не под силу. В этом опять проявилась стратегичность Лужкова, его созидательное чутье и соответствие вызовам современности.
В настоящее время научные организации и промышленные предприятия Зеленограда в целом преодолели кризисную ситуацию, сохранили основной профиль производства - микроэлектронику, выпуская почти 80% интегральных схем, производящихся в России, осуществляют разработки высоких технологий в области нанотехнологии, микромеханики, оптоэлектроники, интеллектуальных систем технического зрения и др.
К сожалению, территориальные единицы с особым статусом в Москве в 2003 г. были отменены, это коснулось и Зеленограда. Но 2005-й год дает нам еще один шанс. В результате конкурса Москва как субъект РФ получила право на создание в Зеленоградском административном округе особой экономической зоны технико-внедренческого типа. Это внесет существенный вклад в инновационное развитие экономики и позволит решить ряд социальных проблем:
- будет максимально использован интеллектуальный, научно-технический и технологический потенциал, созданный в Зеленограде за 48 лет его существования;
- будет обеспечено производственными площадями дальнейшее развитие научно-технической и производственной деятельности;
- будут решены проблемы занятости жителей Зеленограда и транспортная проблема.
- Свободные земельные участки Зеленограда давно привлекают столичных инвесторов, поскольку в Москве таковых давно уже нет. Но инвесторы вкладывают деньги преимущественно в возведение жилых комплексов, торговых предприятий, офисных центров, складов. Будут ли желающие участвовать в конкурсе на строительство научных институтов, заводов, лабораторий?
- В связи с созданием ТВЗ «Зеленоград» на территории Алабушево предусмотрено новое строительство научно-исследовательских лабораторий и производственных объектов, что вызывает достаточно высокий интерес у потенциальных инвесторов. Более того, на сегодняшний день уже есть ряд организаций, желающих инвестировать в данное строительство и даже зарегистрирован резидент №1.
- В 2007 году должна быть принята федеральная целевая программа «национальная технологическая база» с подпрограммой «Электронная компонентная база», которая напрямую касается развития города. Как это может изменить облик Зеленограда? Рассчитываете ли вы при этом на существенный приток инвестиций российских и, возможно, западных инвесторов?
- Принятие Федеральной целевой программы «Национальная технологическая база» с подпрограммой «Электронная компонентная база» вне всяких сомнений положительно скажется на развитии отечественной микроэлектроники и, соответственно, на инновационном развитии предприятий Зеленограда. Реализация этой программы немыслима без создания новых современных производств, на несколько технологических уровней превышающих существующие. Это, в свою очередь, потребует значительного (не менее $1 млрд) привлечения инвестиций. Кроме того, придется решать вопросы повышения качества подготовки кадров для этих производств, их закрепления. Таким образом, принятие Федеральной целевой программы, несомненно, даст ощутимый стимул к развитию Зеленограда.
В то же время хочу обратить внимание на следующий момент. Эффект от реализации программы может быть достигнут лишь в том случае, если государство одновременно обратит пристальное внимание и на развитие радиоэлектронной промышленности и смежных с ней отраслей. Плюс необходим гарантированный заказ на изделия микроэлектроники.
Поэтому на повестке дня в качестве первоочередных должны стоять вопросы взаимоотношения государства и бизнеса на принципах государственно-частного партнерства. При этом, государству должна отводиться важнейшая роль в поддержании и развитии национальной электронной компонентной базы, в обеспечении гарантированного рынка государственных закупок, в решении задачи обеспечения электронной промышленности высококвалифицированными кадрами, а на частный бизнес должна возлагаться ответственность за определение номенклатуры продукции и за успех коммерческих проектов, как на внутреннем, так и на мировом рынках.
- Какие проблемы встали перед городом в связи с созданием здесь технико-внедренческой зоны? Как она вписывается в стратегию «компактного города»?
- Основные проблемы, возникшие при создании технико-внедренческой зоны - это обеспечение ее достойной инфраструктурой, а резидентов- высококвалифицированными кадрами.
Инфраструктура - это не только строительство и реконструкция дорожной сети, объектов энергоснабжения, информационного обеспечения, но и создание центров коллективного пользования, бизнес-инкубаторов, центров трансфера технологий и т.д. И это - фантастический объем работ, стоимость которых превышает 20 млрд руб.
Что касается обеспечения резидентов кадрами, то оно будет осуществляться в двух направлениях - путем их подготовки в имеющихся учебных заведениях: МИЭТ, МГАДА, колледжах, а также путем переориентации и переподготовки тех специалистов, которые в настоящее время из-за отсутствия мест приложения труда вынуждены работать в Москве. Предполагается, что привлечение специалистов из других регионов и из-за рубежа будет относительно небольшим.
Таким образом, создание технико-внедренческой зоны в Зеленограде не только не противоречит концепции «компактного города», но и развивает эту идею.
- Недавно в Зеленограде по решению Правительства Москвы прошла 1-я Региональная научно-методическая конференция на тему бизнес-инкубирования. Очевидно, это новое для России направление может стать для города еще одной составляющей развития?
- Да, безусловно. Увеличение численности малых предприятий и, соответственно, рост налоговых поступлений, создание новых рабочих мест - задачи, актуальные на самом трудном, начальном этапе функционирования. Оценивая роль малого бизнеса в экономике округа, мы рассчитываем вести активную работу в данном направлении. Следует отметить, что Зеленоград уже имеет значительный опыт «выращивания» малых предприятий в условиях бизнес-инкубатора.
С 1991 года успешно действует бизнес-инкубатор, созданный в рамках Зеленоградского научно-технологического парка
МИЭТ.
В 2006 г. Москва как один из субъектов РФ приняла участие в конкурсе по созданию и развитию инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства (бизнес-инкубаторов), который проводит Министерство экономического развития и торговли РФ.
По итогам конкурса в Москве при участии федерального и городского бюджета создаются два бизнес-инкубатора - один из них, в Северо-Западном округе, второй - у нас. Этим и был обусловлен выбор тематики прошедшей межрегиональной научно-методической конференции.
В настоящее время ведется строительство здания Центра развития предпринимательства ЗелАО, где, на шести из двенадцати этажей, разместится бизнес-инкубатор (его общая площадь превысит 3 тыс. кв. м). Более 90% помещений на этих шести этажах планируется отдать в аренду начинающим малым предприятиям, работающим в сфере наукоемких технологий.
На нижних этажах будут размещаться организации инфраструктуры поддержки предпринимательства и пр. Кроме того, там будут оборудованы переговорные комнаты, учебные классы, конференц-зал, которыми смогут пользоваться предприятия-арендаторы бизнес-инкубатора.
Малые предприятия будут размешаться на площадях бизнес-инкубатора на условиях льготной аренды в течение 3-х лет. Это позволит обеспечить доступ в инкубатор другим начинающим предпринимателям. При этом «выпускники» инкубатора смогут пользоваться консультационными и другими услугами и инфраструктурой поддержки бизнеса и в дальнейшем.
В рамках проекта создания в Зеленограде особой экономической зоны технико-внедренческого типа в ближайшие годы планируется создание в округе еще одного бизнес-инкубатора площадью 8 тыс. кв. м на втором участке ОЭЗ - в МИЭТе.
- Недавно вы официально заявили, что в 2008-м в городе будет снесена последняя пятиэтажка. Это реально? И, если так быстро будет выполнена программа по сносу пятиэтажек, продолжится ли жилищное строительство в Зеленограде?
- В 2005 году принято решение о застройке 20-го мкрн, а с 2006 года на данной территории началось крупномасштабное строительство жилья. Естественно, объемы вводимого жилья увеличатся, вполне возможно, что сроки реализации программы реконструкции пятиэтажного жилого фонда будут заметно сокращены. Но это отнюдь не означает, что на жилищное строительство в округе будет прекращено. В ближайших планах- начать реконструкцию 19-го мкрн, строительство района малоэтажной застройки «Кутузово», также будет продолжаться строительство жилья по городским социальным программам.
- Расскажите о развитии транспортного сообщения между Москвой и ее самым отдаленным округом. Планируется ли связь Зеленограда и Москвы скоростным электропоездом «Спутник»? Когда будет подведена ветка легкого метро от Зеленограда к Речному вокзалу?
- Прорабатывая вопрос транспортного сообщения с Москвой, разработчики Градплана решали задачу по обеспечению 30-минутной доступности проезда от Зеленограда до третьего транспортного кольца.
И здесь есть множество путей:
- строительство автодороги Москва - Санкт-Петербург на участке: Зеленоград - ул. Академика Королева;
- реконструкция автодороги «Россия» на участке МКАД - Зеленоград и организация непрерывного движения за счет строительства транспортных развязок на разных уровнях;
- реконструкции Пятницкого шоссе на участке Митино - Зеленоград со строительством транспортных развязок на разных уровнях и обходом населенных пунктов;
- создание скоростной транспортной системы на участке Ленинградский вокзал - платформа Алабушево с ее расширением и на участке Москва - Шереметьево Савеловского и Ленинградского направлений железной дороги с формированием транспортно-пересадочных узлов в Крюково, Шереметьево и Новоподрезково;
- завершение строительства Митинско-Строгинской линии метро;
- развитие системы наземного общественного пассажирского транспорта с обеспечением подвоза населения к формируемым станциям.
На сегодняшний день транспортное сообщение между Москвой и Зеленоградом осуществляется двумя основными путями - наземным пассажирским транспортом по Ленинградскому и Пятницкому шоссе и электропоездами Октябрьской железной дороги. Я не раз проводил расширенное заседание по транспортным проблемам в округе с приглашением представителей ОЖД и автокомбината.
Если вести речь о ближайших перспективах, то мы ориентируемся, в основном, на увеличение количества подвижного состава, что позволит сократить до минимума интервалы движения и использование новых, более удобных и комфортабельных автобусов большей вместимости. Уже пущены автобусы 400-го маршрута из так называемого «нового города».
В следующем году будут начаты работы по строительству четвертого главного пути, что в свою очередь потянет за собой развитие всей инфраструктуры Октябрьской железной дороги. В планах ОЖД -строительство вокзального комплекса на станции Крюково, расширение платформы Алабушево с последующей организацией скоростного движения электропоездов до Москвы.
- С октября 2001 года Зеленоград стал «полигоном» реформы ЖКХ, результаты которой все россияне еще только почувствуют со следующего года. Можно ли говорить о том, что горожане приняли реформу? Привела ли она к главному результату: ликвидации кризисных явлений в жилищно-коммунальной сфере и к формированию заинтересованного отношения к содержанию и эксплуатации жилищного фонда самими жителями?
- Реформа сферы ЖКХ проходит уже 15 лет, и Зеленоград, как и многие другие города и российские регионы, несомненно, принимает в ней участие. Я бы не сказал, что наш город стал «полигоном» по отработке технологий ЖКХ. Да, у нас были успехи в этой сфере: в зеленоградском отделении Мосводоканала, когда реформа только находилась на стадии становления, была внедрена автоматизированная система контроля и учета воды, позднее в Панфиловском районе велись разработки уже по автоматизации на территории всего района системы контроля за расходом водо-, тепло- и энергоресурсов, также позволявшие в кратчайшие сроки ликвидировать аварийные ситуации. Округ стал одним из первых в столице, где все жилые дома были оснащены подомовыми счетчиками учета воды и тепла. Есть еще уникальные проекты, которые первыми были опробованы и внедрены в Зеленограде: «одно окно», Единый информационно-расчетный центр (ЕИРЦ), собственная окружная аварийная служба, Диспетчерский центр, Центр безопасности и др.
Что касается самоопределения жителей, то в преддверии 1 января 2007 года - даты окончания выбора формы управления собственным многоквартирным домом, мы решили не полагаться на возможное решение Государственной Думы о переносе срока таких выборов. Для этого в округе в порядке эксперимента будут проведены собрания собственников в заочной форме. Почему? В заочном собрании и голосовании (в отличие от очного собрания) сможет принять участие каждый собственник. 5 декабря будут известны результаты таких выборов.
Но, несмотря на это, я не думаю, что сегодня жители на 100% готовы к тому, чтобы взять управление домом в свои руки - для этого необходимо больше времени, ресурсов, и, главное, должно произойти изменение в сознании самих граждан. Но мы делаем первые и уверенные шаги на пути к этому.