Интервью газете "41", №44 от 12 ноября 2010 г. "Остаются газеты и мороженое"

– Анатолий Николаевич, мэром Москвы ведется борьба с хаотично расположенными многочисленными киосками и ларьками, загромоздившими улицы города. В Зеленограде проблемы таких объектов не существует. Можно ли это объяснить отсутствием у нас «лакомых» мест, например, площадей у станций метро?
– Возможно, такое объяснение имеет право на жизнь. У нас действительно нет тех транспортно-пересадочных узлов с большой проходимостью, где бы исторически возник бизнес-интерес, где в 1990-е годы власти Москвы позволили, что называется «зацепиться» предпринимателям в этих точках, а впоследствии не очень строго, наверное, контролировали ситуацию.
Зато у нас есть Центральный и Панфиловский проспекты, площади перед торговыми центрами, Крюковская площадь – раздолье для так называемых палаток. Но такого их засилья, как в некоторых районах Москвы, нет. Строго говоря, никогда и не было. Даже в 1990-е мы всегда отслеживали правильное с точки зрения удобства для жителей расположение этих объектов.
В 2007-2008 гг. на территории округа проводилось сокращение числа объектов мелкорозничной торговли – до 20% в год. При принятии решения о сносе мы руководствовались простым принципом: там, где есть необходимость в таких временных сооружениях по ассортименту, по качеству продаваемых товаров, и там, где они дополняли функции стационарных предприятий торговли, мы не торопились их убирать. Речь идет о торговых точках внутри микрорайонов, вдали от больших магазинов.
Остальные объекты всегда имели статус временных. То есть предприниматель, пожелавший начать такой бизнес, заранее был предупрежден о том, что в случае необходимости его киоск будет ликвидирован.
В конце 2008 года руководством Москвы принято решение приостановить программу сокращения нестационарных торговых сооружений, чтобы не лишать людей рабочих мест в период кризиса. И на этом этапе мы убирали только те объекты, которые действительно мешали. Например, павильон на Панфиловском проспекте.
За это время мы убрали все объекты торговли, которые не имели оформленных в установленном порядке земельно-правовых отношений, жестко регламентировали ассортимент товаров и состояние самих объектов.
Процесс этот проходит сложно. Только в этом году 7 объектов были ликвидированы по решению суда, а еще два дела находятся в судебном производстве. Уровень жесткости в решении этой проблемы, который задал мэр Сергей Семенович Собянин, я считаю оправданным и даже необходимым. Эти ларьки не только портят внешний вид улиц, но и мешают передвижению жителей. Идти по улице столицы государства, ощущая запах сомнительного качества шаурмы, или гулять с детьми вдоль «стекляшек» с пивом и сигаретами, мягко говоря, некомфортно.
Есть и еще один важнейший аспект этой проблемы: в то время, когда город задыхается от пробок и отсутствия мест для парковок, целые площади заняты пивными и табачными ларьками. До недавнего времени подобной «точкой» в Зеленограде была площадь у станции Крюково. По моему распоряжению был проведен анализ ситуации и принято решение о ликвидации шести морально устаревших павильонов и организации на этом месте перехватывающей стоянки. В результате большой транспортный узел получил, можно сказать, «отдушину», а жители – более комфортный подход к остановкам городского транспорта и электричкам. Ситуация на площади улучшится, когда мы наконец-то, спустя несколько лет поиска, сможем найти решение и прийти к соглашению с руководством Октябрьской железной дороги по вопросу ликвидации 44 павильонов, находящихся в «полосе отвода».
Еще раз подчеркну, что на все ныне существующие на территории округа объекты мелкорозничной торговли оформлены в установленном порядке земельно-правовые отношения.
Таким образом, к моменту начала работы по ликвидации временных торговых сооружений, которую сейчас активно проводит Сергей Семенович Собянин, в Зеленограде не существовало таких объектов, мешающих передвижению жителей или транспорта, а также незаконно установленных.
Повторю, что работа эта ведется системно, ситуация на сегодняшний день не требует каких-либо чрезвычайных мер. Мы не собираемся сносить все подряд: на положенном расстоянии от остановок городского транспорта и трасс останутся киоски, торгующие печатной продукцией, проездными документами, цветами и любимым зеленоградцами мороженым.
Сегодня работа в Зеленограде продолжается, но уже на ином уровне. С появлением больших современных предприятий торговли теряется сама потребность в мелкорозничных киосках. Те же из них, которые имеют определенное социальное значение и остаются (тоже как временные), необходимо привести в порядок, чтобы они не портили общий вид города.
В соответствии с поручением мэра Москвы Сергея Семеновича Собянина в округе была проведена инвентаризация объектов мелкорозничной торговли. На прошлой неделе, во время очередного объезда города и, в частности, мест расположения таких объектов, мы внесли изменения в программу сноса некапитальных павильонов и киосков в части сокращения сроков. Управам дано поручение – подготовить предложения по дальнейшей судьбе этих объектов.
– Вы провели совещание по вопросу отработки заявлений жителей, поступивших в связи с проведением в домах капитального ремонта. Почему этому вопросу уделяется столь серьезное внимание?
– Практика показывает, что финальная стадия сезона капитального ремонта жилых домов – самая ответственная. Вроде бы все основные работы завершены, фирмы, проводившие ремонт, уже собираются восвояси, но именно сейчас начинают проявляться недоделки, которые, может быть, поначалу не были видны. В какой-то квартире протекает кран, у кого-то дует из окон, где-то просто не завершили некоторые работы. Проблемы, как правило, технически несложные, но именно они лишают жителей комфорта, по этим «мелочам» люди судят об итогах выполненной работы (и, кстати, об эффективности действий власти). И они правы. Поэтому для нас, организаторов и заказчиков капитального ремонта, сейчас особенно важно заострить внимание на этих проблемах и так организовать работу подрядчиков, чтобы по максимуму снять все вопросы до их ухода с объектов. В любом случае недоделки придется устранять, это должны сделать фирмы-подрядчики. Причем не столько ради выполнения госконтрактов, сколько ради жителей, для которых, собственно, и проводится вся эта работа.
Отмечу, что в нашем округе 81 обращение жителей по недоделкам в ходе капремонта, а по всей Москве – 3647. Но этим не нужно обольщаться. Мы обязаны постоянно реагировать на обращения жителей. Я надеюсь, что все намеченные на совещании мероприятия и сроки будут окончательными.
– Сейчас в управах проходят совещания с участием населения, посвященные вопросам создания товариществ собственников жилья. В округе работа по созданию ТСЖ ведется уже давно, однако, очевидно, вновь возникают проблемы?
– Нельзя сказать, что у нас при создании ТСЖ не было допущено никаких ошибок, не возникало организационных проблем. Нам все время приходилось балансировать между вдумчивым, спокойным подходом к проблеме и требованиями Департамента активизировать эту работу. Поэтому, к сожалению, порой возникали ситуации, когда формально мы не нарушали закон, оформляя создание ТСЖ протоколом заочного голосования, а фактически мнения жителей были учтены не полностью. Даже если во многих домах более 50% квартир принадлежит городу (интересы этих площадей представляет Государственное учреждение «Инженерная служба»), то есть буква закона была точно соблюдена, на деле большинство из владельцев приватизированных квартир оказывалось против вступления в ТСЖ. Мы не шли на чисто формальное увеличение количества ТСЖ, тем не менее в ряде случаев остались сомнения –
все ли нюансы учтены. Вот на такие ситуации мы хотим посмотреть сегодня трезвым взглядом.
Следующая тема – взаимодействие ТСЖ с управляющими компаниями, с управами и т. д. В Москве есть примеры, когда это взаимодействие нарушается, следовательно, какие-то услуги не оказываются. Мы точно знаем, что у нас нет этой проблемы. Тем не менее мы хотим еще раз в этом убедиться.
Серьезная проблема – низкая активность жителей. Во многом из-за того, что в большинстве своем они еще не поняли, не осознали, во-первых, личной ответственности за сохранность и качество содержания своего собственного жилья, а во-вторых – преимуществ самоуправления. Десятилетиями люди жили в условиях, при которых единственное, что от них требовалось – это вовремя платить за квартиру, но даже нарушение этого правила обычно не влекло за собой серьезных последствий. Перегоревшие лампочки в подъездах менялись, дворы подметались как бы сами собой. И сегодня по той же привычке даже владельцы приватизированных квартир, то есть те, кто по определению взял на себя не только права на свое жилье, но и ответственность за него, к правам относятся внимательно, а об обязанностях как-то забывают.
Кроме того, управление ТСЖ – работа непростая. Где взять людей не только инициативных, но и способных вести сложную финансово-хозяйственную деятельность, да еще на полуобщественных началах? Мы в течение нескольких лет проводили семинары, организовывали курсы подготовки, у нас действует консультационный пункт по работе ТСЖ. То есть упрекнуть себя или Управление ЖКХ, управы районов в недостаточной информационной и разъяснительной работе я не могу. Тем не менее процесс идет достаточно медленно, и не надо его торопить. В идеальном виде эта форма управления многоквартирным домом является наиболее эффективной. Но сегодня нет идеальных условий: отсутствует реальный рынок управляющих компаний, современное законодательство сильно ограничивает ТСЖ в плане ведения финансово-хозяйственной деятельности. И одними разъяснениями тут не обойтись. Нужна практика, наработки. Там, где ТСЖ успешно функционируют, надо оценивать их работу, пропагандировать опыт.
И здесь абсолютно прав мэр, выразив определенное беспокойство. Насколько мне известно, вопросы по этому поводу к нему поступали уже тогда, когда даже МГД еще не подтвердила его полномочий. Работа, которую мы сегодня ведем, очень нужна. Я надеюсь, что политика города в отношении создания ТСЖ примет более разумный, более эффективный вид.
– Что еще уместилось в короткую предпраздничную неделю?
– Перед праздниками, несмотря на то, что рабочая неделя действительно была очень короткой, я уже второй раз провел совещание по участкам, отведенным под освоение инвесторами. Они небольшие, но их достаточно много. На ряде участков предстоит предпроектная подготовка с целью формулировки заданий на аукционы. Кроме того, мы ведем работу по инвентаризации существующих контрактов. Например, некая фирма уже несколько лет назад приобрела право на постройку торгового центра в 20-м мкрн, но, к сожалению, своих обязательств она не выполняет. Поэтому сегодня мы возбудили ходатайство о выставлении этого участка на повторные торги. Аналогичная работа ведется и в Москве: для того, чтобы проводить аукционы, необходимо навести порядок в существующем хозяйстве. Сегодня, когда в основном решены многие социальные вопросы, мы получили возможность уделять данной проблеме больше внимания. Мэр столицы ставит конкретную задачу об изменении условий инвестирования в Москве. Нынешние условия, честно говоря, не очень привлекательны. Мы надеемся, что изменение инвестиционного климата позволит привлекать предпринимателей не только к строительству жилья или предприятий торговли (что традиционно), но и спортивных, культурных сооружений, гаражей и других объектов, и инвестиционное строительство в округе активизируется.