Учредитель: Префектура ЗелАО г. Москвы Учредитель: Префектура ЗелАО г. Москвы

И.ПОКРОВСКИЙ. О ГОРОДЕ И О СЕБЕ

Лента новостейВСЕ »
Мероприятия скоро!
Октябрь 2021
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
2

Мероприятия 2 октября

Закрыть
5

Мероприятия 5 октября

Закрыть
6

Мероприятия 6 октября

Закрыть
7
Закрыть
8
Закрыть
12
Закрыть
18

Мероприятия 18 октября

Закрыть
20

Мероприятия 20 октября

Закрыть
22

Мероприятия 22 октября

Закрыть
25

Мероприятия 25 октября

Закрыть
27

Мероприятия 27 октября

Закрыть
28

Архив мероприятий »
Будущие мероприятия »

План мероприятий префектуры »

Культурологи признают архитектуру наиболее сжатым выражением национального духа и общественных представлений о мироздании. Историки знают, что творения зодчих живут много дольше живописных или музыкальных текстов. Многим работам И.Покровского (таким, например, как ансамбль площади Юности) недолгая жизнь была уготована самим Мастером – он-то прекрасно понимал, что четырёхэтажные (и по-своему уникальные!) «хрущёвки» не шагнут через столетия. Радовался, что для людей можно и нужно будет возвести дома получше. Взгляды Игоря Александровича на архитектуру и жизнь прекрасно изложены им самим в давнишнем неизвестном интервью, сбережённом М.АЛФЁРОВОЙ. Скажу о другом. Эпоха борьбы с «архитектурными излишествами» породила массу объектов формального, бездушного конструктивизма.

На их фоне располагавший насильственно обеднённой палитрой изобразительных средств ПОКРОВСКИЙ остался глубоким традиционалистом. Его градостроительные решения уходят корнями в древность малоросских и среднерусских городов – таких как Владимир, Новгород, Киев. Две главные городские площади (одна с детинцем, другая с квазисобором) соединяются центральной «гостевой», торговой улицей. Донжон (роль которого выполняет «шпиль»), речной берег у «княжего града», посад («Ангстрем») – элементы архетипической городской структуры. Не каждому из малых городов России повезло так, как подфартило Зеленограду с его главным зодчим. Думается, покойный архитектор заслужил мемориальную доску. Она напоминала бы новым поколениям горожан о создателе пространства их жизни.

 - Когда и как вы появились в Зеленограде?

- В 1963 году, совершенно неожиданным для себя образом. В то время я работал во 2-м Моспроекте. Мастерская создалась из молодых ребят, победивших в конкурсе проектов Дворца пионеров на Ленинских горах. Дворец получился, по всеобщему мнению, достаточно удачный. Мастерская занималась массой объектов. Поскольку Зеленоград попал в поле деятельности 2-го Моспроекта, мы приняли участие в конкурсе на проект научного центра Южной промышленной зоны – то, что сейчас называют «клюшка-шайба». Мой проект сочли лучшим. Как в поговорке: «Коготок завяз - всей птичке пропасть» случилась моя первая встреча с Зеленоградом. Потом началось строительство города. Все знают историю - первоначально Зеленоград замышлялся как город-спутник Москвы. Думали, что название связано с полетом спутника. (В то время космос был на слуху, на языке, волновал всех.) А на самом деле просто «спутник» - градостроительный термин. Перевод слова «сателлит». Многие страны пытались решить проблему расселения мегаполисов таким образом, создавая города-спальни.

Первоначальный замысел города был решен архитектором Игорем Евгеньевичем Рожиным. Но по ряду причин он ушел, а я со своей мастерской приехал сюда в качестве руководителя. В то время можно было выбрать действительно хороших сильных ребят-архитекторов, потому что все ехали «за квартиру». Хотя первоначально 2 «Икаруса» возили более 200 проектировщиков из Москвы на работу и обратно. Очень активно работали Анатолий Васильевич Климочкин, Дима Лисичкин. Многие и сейчас работают: Лариса Григорьевна Медагина, Вячеслав Валерьянович Кувырдин (его все в городе знают из-за седой бороды - личность запоминающаяся). Люди росли и уходили. Сейчас кто работает директором, кто руководителем мастерской в Москве.

После выхода постановления «О развитии электроники» генплан существенно изменился, расширился, но принципиальное устройство сохранилось. Структура города очень проста. На месте первоначального жилого ядра был спортивный аэродром. Пустошь. В 1, 2, 3-м  микрорайонах лесов нет. В 4-м есть небольшая естественная рощица. Тамошняя зелень – посадки. Южная промышленная зона требовала особой чистоты воздушного бассейна, исходя из специфики электронного производства. Северная зона – машиностроение, частично коммунальные службы, ПОК и т.д. Восточная зона именно коммунальная. Вот и вся схема, которую мы впоследствии пытались удерживать. Пытались, потому что неоднократно появлялись постановления ЦК КПСС и Совмина «О дальнейшем развитии и…» Указывались новые площади для строительства предприятий электронной промышленности и, соответственно, строились жилые дома.

- Я вспоминаю фильм «Взрослые дети». Молодые архитекторы планировали как раз город-спутник из стекла и бетона. У вас тоже были какие-то мечты?

- Журналистская формула: ах, город будущего из стекла и бетона! Этакой город Компанеллы. И мы об этом думали, но думали рационально, потому что почти никому не приходилось строить не здания поочерёдно, а сразу город. Мне многие говорят - завидуем, что тебе удалось поработать над такой редкой задачей. Дело чем осложнялось? Придумать мы могли, конечно, многое. Талантливых ребят, эскизов, макетов и всего прочего - масса. Но строить-то из чего? 70% домостроений типовые! Мы решили поэтому максимально использовать природу.

Строчная застройка может быть очень надоедливой. В 1-м мкрн, чтобы хоть как-то разнообразить среду, ставили кирпичные башни. Впоследствии появились 9-этажные дома и 14-этажные башни. Важно было не испортить ключевые места, которые давали бы городу индивидуальное обличие, на чем мог бы в дальнейшем строиться патриотизм горожан. Мало-помалу выстроили такие объекты, начиная с площади Юности и общегородского центра. Он, кстати, так и не стал полноценным форумом, потому что не достроен. Мы 20 лет смотрим на «высотку» и слушаем басни о том, что там что-то покосилось и развалилось.

Когда появился ДК, площадь ожила. Собирается много народу, в праздники более 20 тысяч. Появился универмаг - со всех сторон пошли людские дорожки. Должен появиться супермаркет, еще целый ряд сооружений, которые сделают это пространство по-настоящему городским центром.

И ещё. Я помню, какими страшными выглядели 1, 2, 3, 4-й микрорайоны. А теперь они утонули в деревьях, высаженных по нашим проектам. Благоустройство делалось как надо. Вспоминаю разговор в автобусе с одной девушкой. Когда повернули на Московский проспект, она сказала: «Как? Это город? Это курорт». Запомнилось. Сейчас самое главное - не наделать ошибок при реконструкции. Чтобы город не потерял своих хороших качеств. Критики мы слышим выше головы. Это закономерно. Что бы архитектор ни строил – всегда будет критика.

- Что возникло первым: название города или решение где-то оставить максимально лес, а где-то создать аллеи и парки?

- Как строится город? Прежде всего территориальное зонирование, изучение биографии и т.д. Одновременно функциональное зонирование: где жилые районы делать, где промышленные. Продумываешь коммунальные и транспортные связи. Должна быть нарисована карта. Затем уже стройка. Нам выбирать не приходилось. Индивидуальный дом построили только один - «Флейту». Он был в концепции городского центра. Если бы центр был построен со всеми задуманными мостами, подземными гаражами, гостиницей, бассейном и всем прочим, то и «Флейта» еще больше проявилась бы. Хотя и сейчас, когда смотришь на панораму города, фасад «Флейты» работает. Показывает, что здесь уже что-то произошло и нужно индивидуальными домами решать всю зону. А проект был очень интересным, он даже во многие зарубежные учебники вошел.

- Кто проектировал «Флейту»?

- Феликс Новиков, лауреат Государственной премии, и Григорий Ефимович Саевич. Я тоже принимал участие.

- Название придумали сами проектировщики или жители?

- История анекдотическая. Феликс – мужик остроумный. Поскольку дом висит в воздухе, поскольку сверху клапаны, а флейта романтический многозначный предмет, то во всех штампах и чертежах он стал писать «дом-флейта». Это перешло к строителям, а от них к горожанам. Был у нас и «трамвай». Корпус «Элиона», длинный, идущий со стороны монумента.

В целом многое приходилось делать предельно просто. Потом ежегодно менялись и улучшались типы домов. Сейчас появились дома с 2-уровневыми квартирами, 25-этажные здания. Качество жизни, конечно, стало совсем другим.

А.БЕЛКОВСКИЙ

Новости Москвы