Пресс-конференция мэра Москвы С.Собянина по итогам года

20 октября 2011 г. Мэр Москвы Сергей Собянин провел большую пресс-конференцию, приуроченную к годовщине его пребывания на посту столичного градоначальника. Встреча с журналистами была посвящена итогам работы городского правительства за последний год.
С.Собянин: Добрый день, коллеги! Я уже вчера в городской Думе наговорился, отчитался о проделанной работе. Тем не менее все равно есть вопросы, которые требуют пояснений, уточнений, разъяснений. Я думаю, у вас их достаточно, поэтому мы предложили сегодня встретиться, послушать ваши вопросы, постараться на них ответить. Пожалуйста.
О.Лобанов: Олег Лобанов, радиостанция «Говорит Москва». Вы вчера говорили о том, что главная проблема города, одна из главных проблем города, — это транспортный коллапс. Скажите откровенно, Ваш предшественник не замечал эту проблему или в политике Лужкова были серьезные просчеты?
С.Собянин: Спасибо. Я уже вчера сказал об этом, что на самом деле для москвичей, наверное, все равно, кто виноват в этом. Проблема города — и в современной застройке, исторической застройке и много еще в чем. На самом деле больше всего интересует вопрос «А что необходимо сделать, чтобы выйти из этого транспортного коллапса?». И он не когда-то будет, а мы, я считаю, находимся вообще в его эпицентре. И решить его одномоментно, конечно, невозможно, потому что основа этой проблемы лежит в фундаментальных вещах, связанных с совершенно неправильной градостроительной политикой, неправильной застройкой города, когда у нас в центре размещены практически все — ну не все, но две трети рабочих мест, жилые районы расположены по окраинам города, когда плотность застройки превышает в разы плотность в европейских городах, а площадь дорог, удельный вес дорог, в разы меньше, то есть у нас одна проблема накладывается на другую и т.д. Единственное, чего у нас меньше на сегодняшний день, — это количество машин на количество жителей. Их меньше раза в два, чем во многих европейских городах. Но здесь проблема в том, что в европейских городах, в Соединенных Штатах, в крупных азиатских городах машины не устремляются в центр города. У нас практически все машины задействованы каждый день. Но это еще говорит о том, что потенциал увеличения личных автомобилей не исчерпан. Он будет нарастать ежегодно, что мы, собственно, и видим, потому что количество машин ежегодно увеличивается на
Конечно, это враз не сделаешь, но тем не менее последовательно решать эти вопросы необходимо. Отворачиваться от этой проблемы, говорить, что она не нами создана и Бог с ним, пусть так она и будет, и обвиняйте предшественников, и мы здесь ни при чем, — мы такую позицию не занимали и занимать не будем. Мы считаем эту проблему действительно самой острой в Москве и будем делать все, чтобы ее решать.
Г.Пенькова: Светлана, говорите, пожалуйста.
С.Олифирова («Комсомольская правда»): Сергей Семенович, транспортная проблема, конечно, была одной из главных, с которыми Вам пришлось столкнуться. Я хотела бы Вас спросить. Вот вообще большой ворох достаточно серьезных проблем Вам достался, и каждая из них уже требовала сиюминутного реагирования, надо было срочно что-то делать. Какая из этих проблем для Вас оказалась самой неожиданной, почему и удалось ли Вам с ней справиться или хотя бы начать уже справляться с ней? Спасибо.
С.Собянин: Да, Светлана, спасибо. Ну сказать, что было совсем неожиданно — такого не было: все-таки давно живу в Москве и вижу, как город развивается. Но из таких, может быть, особо неприятных вещей было то, что не было серьезных системных заделов в решении той же транспортной проблемы, то есть нет генеральной схемы развития транспорта, нет проектов метростроения, нет разработанной детальной схемы движения общественного транспорта — фундаментальные вещи, которые нужны для этого, их можно не реализовать в силу отсутствия денег, но идеологически они должны быть, должны быть подготовлены площадки для этого, должны быть разработаны проекты. Почему это очень неприятно — потому что все это требует достаточно длительного времени: даже если у тебя есть ресурсы и желание, то ты не можешь этого сделать в силу объективных причин.
Вот для того чтобы построить линию метро, необходимо определить, где эта линия будет строиться, рассчитать это, подготовить площадки для строительства, изъять эту землю для строительства, подготовить техническое задание, предпроектную документацию, проектную документацию, согласовать ее с массой инспектирующих, контролирующих организаций и так далее, потом разыграть конкурсы и только тогда пойти на строительство. Обычно эти процедуры занимают от трех до пяти лет в силу того, что это объекты особой технической сложности. Мы стараемся пройти эти этапы гораздо быстрее и сегодня в течение года уже выходим на строительные площадки по основным линиям метро, которые собираемся строить. Но это, конечно, серьезный сдерживающий фактор для решения всех вопросов в этой сфере.
Ю.Усачева: Юлия Усачева, «Сити-FМ». Сергей Семенович, есть ли понимание того, какой должна быть миграционная политика в Москве, сколько нам нужно мигрантов, для чего и главное, кто их должен контролировать?
С.Собянин: Спасибо. На самом деле жизнь уже расставила свои приоритеты и определила, сколько нужно Москве мигрантов. Фактически сколько сегодня работает, наверное, примерно столько и нужно. Потому что если бы они не нужны были, не были востребованы, то их бы и не было в Москве.
Вопрос в том, какие это мигранты. Или это внутренние мигранты, внутрироссийские, либо это зарубежные. Конечно, нужно стремиться, чтобы все-таки это были, если даже и приезжают в Москву, чтобы это была не заграница, а российские граждане из соседних регионов и так далее. Кстати, они на самом деле составляют две трети людей, которые приезжают на работу в Москву.
Что касается зарубежной миграции, определена квота в размере 200 тыс. человек, и она примерно выдерживается. Другой вопрос, что, по нашим оценкам, еще примерно такое же количество работает нелегально. И это вот ну самое худшее. Мы считаем, что все нелегальные мигранты должны быть выявлены и поставлены на учет. Тогда мы будем точно знать, сколько в Москве их работает. Неучтенные мигранты, незаконная миграция, помимо каких-то социальных напряжений или психологических напряжений, вызывают еще и серьезную криминогенную обстановку, неуплату налогов, криминал и так далее, и тому подобное. Вот от этого мы должны уходить. И мы достаточно плотно в последнее время работаем с миграционной службой: проводятся рейды по округам, по районам. Сегодня такая достаточно серьезная тенденция по выявлению нелегальной миграции в городе. Мы и впредь будем заниматься этой проблемой, до тех пор пока большинство мигрантов не будет постановлено на учет, не выявлено, и работодатели их не объявят. Тогда мы точно будем знать, сколько мигрантов работает в городе, и научимся регулировать этот процесс.
Еще добавлю, что все трудовые ресурсы в Москве практически уже исчерпаны. Я имею в виду тех, кто проживает здесь, в Москве. У нас практически нет безработицы. На те места, куда идут мигранты, москвичи, как правило, не идут — это низкооплачиваемая и неквалифицированная работа.
Л.Шепелев: Сергей Семенович, здравствуйте. Леонид Шепелев, «Вести-Москва», телеканал «Россия-1». Я верну немножечко обратно, на дорожную тему. В процессе рассмотрения вопроса о выделенных полосах для общественного транспорта рассматривались ли проблемы, связанные с перемещением на эти же полосы автомобилей со спецсигналами — скорая помощь, ГИБДД и всякие другие «моргалки»? Рассматривалась ли возможность запустить эти машины по выделенным полосам?
С.Собянин: На самом деле все машины со спецсигналами могут идти по любым полосам. Другой вопрос, если машина идет с невключенным спецсигналом и не по заданию: она нарушает правила дорожного движения, в том числе и по выделенной полосе. Да, пожалуйста.
Е.Кронгауз: Екатерина Кронгауз, «Большой город». У меня два вопроса, связанных с предыдущим вопросом. Про московскую прописку: что будет происходить с пропиской, регистрацией и системой проверки?
И второй вопрос про жилье. В Москве довольно сложно даже работающим людям купить жилье, и как-то его получить еще более трудно. Что будет происходить с этой темой, какие вообще есть на этот счет планы?
С.Собянин: По регистрации и по процедурам регистрации пока никаких изменений не предполагается, хотя мы изучаем эту проблему. Что касается жилищного строительства. Объемы жилищного строительства будут сохраняться на ближайшие годы, может, даже немного вырастут. Но, конечно, достигнуть, скажем, пика жилищного строительства, который был в Москве, когда строилось по
Е.Кронгауз: А доступность жилья?
С.Собянин: Доступность определяется рынком и ипотечными инструментами, которые существуют. Чем меньше спрос на рынке, тем дешевле будет жилье. Жилье в Москве по себестоимости не намного дороже, чем в других регионах. Вопрос рынка, потому что его не хватает, потому что его покупают не только москвичи, его скупают жители практически по всей стране и инвесторы, которые вкладывают туда деньги и рассматривают это как инвестиции. Я надеюсь, что со временем все-таки это будет зависеть во многом не только от Москвы, но и от других городов. Посмотрите в Европе, никто не стремится ехать в Берлин, по спекулятивной цене не скупают там жилье. Оно стоит дешевле, чем в Бонне, Мюнхене и так далее.
Я надеюсь, что постепенно, когда наши другие регионы будут вставать на ноги, будут улучшаться там социальная и инженерная инфраструктуры, просто будет больше рабочих мест, люди не будут с такой силой устремляться в Москву. Приводили примеры: до 30% жителей России хотят переехать, в том числе и в Москву. Пока такой сильный тренд будет сохраняться, конечно, здесь будет напряженность на жилищном рынке. Тем не менее, я думаю, что с учетом инфляционных процессов все-таки удастся уменьшить проценты за ипотечные кредиты, и поэтому жилье будет более доступным. Сегодня девелоперы (все равно у них нет такого спроса, как в предыдущие годы) уже ищут какие-то другие варианты и схемы кредитования жилья, ипотечного кредитования и т.д. Я думаю, что тренд на удорожание жилья в Москве не будет существовать. Жилье в Москве все-таки будет постепенно более дешевым и более доступным. Я бы еще добавил к этому, что то жилье, которое сегодня строится даже не только в Москве, в Подмосковье, — хотелось бы, чтобы оно комплексно застраивалось, чтобы не только жилье, но вместе с рабочими местами, потому что огромное количество жилья, которое сегодня строится в Подмосковье, к сожалению, очень серьезно ухудшает ситуацию в Москве. В первую очередь, транспортную, потому что, создавая жилые микрорайоны и не создавая рабочие места, мы просто обрекаем этих людей опять ехать на работу в Москву. Это, конечно, не очень хорошо.
М.Сезина: Марина Сезина, телеканал «Москва 24». Вопрос в продолжение темы жилищной политики. А что будет дальше с пятиэтажками происходить? Исчезнут ли они окончательно с лица города? Когда, в какие сроки, что людям ждать?
С.Собянин: Спасибо. Еще осталось порядка 350 пятиэтажек сносимых серий, которые в соответствии с московской программой должны быть снесены. В этом году произойдет снос где-то около сотни таких домов, и мы предполагаем, чтобы в течение
Д.Моисеенко: Здравствуйте, Диана Моисеенко, РИА «Новости». Сергей Семенович, я хотела бы узнать, как Вы в целом оцениваете обстановку в Москве с точки зрения экологии? Какие меры будет предпринимать Правительство Москвы в этой сфере? В частности, Вы недавно давали поручение сформировать перечень первоочередных мероприятий в этой сфере.
С.Собянин: Я считаю, что каких-то таких глобальных экологических проблем, какие есть в том же, например, Челябинске и Екатеринбурге, в Москве их нет. Но есть серьезная экологическая проблема, связанная в основном с тем же транспортом, потому что автомобильные выхлопы, загрязнения являются проблемой номер один. Конечно, мы здесь очень серьезно зависим от федерального законодательства, экологических требований к производству топлива для автомашин. Вы знаете, что сегодня наша промышленность не готова переходить на «Евро-4», и, скорее всего, эти сроки будут отодвинуты. Но это то, что касается факторов, которые от нас не зависят. Что от нас зависит, мы будем делать в полном объеме. В первую очередь это связано с парками, особо охраняемыми территориями, лесозащитным поясом. Вы знаете, что в этом году мы провели глобальную санитарную уборку всех зеленых территорий Москвы. Вывезли десятки тысяч кубометров всякого мусора — и строительного, и бытового. Начинаем масштабное благоустройство наших парков, скверов и особо охраняемых территорий. Мы приняли решение и подписали с Министерством природных ресурсов соглашение о том, чтобы по «Лосиному острову» (самая большая зеленая территория в Москве) мы вместе с ними работали по наведению там порядка, охране леса, его защите. Это первое.
Второе. Как вы знаете, мы подписали с Рослесхозом соглашение о передаче Москве лесозащитного пояса Москвы, большей его части — 45 тыс. га. Это гораздо больше, чем все, что есть в Москве. К сожалению, то, что мы сегодня видим, — эта территория находится не в самом лучшем состоянии: она недостаточно охраняется, деревья болеют, много погибших деревьев. Нам придется вкладывать большие деньги, для того чтобы восстановить эту территорию. Но мне кажется, это оправдано в силу того, что это лесозащитный пояс Москвы, это «легкие» Москвы. И мы должны обеспечить его сохранность.
Г.Пенькова: Коллеги, пожалуйста, еще вопросы.
А.Романова: Добрый день! Алиса Романова, телеканал «Россия 24». Предыдущее правительство отчаянно ругали за снос исторических памятников. И вы сразу обещали, что эта практика будет прекращена. Недавно была создана специальная комиссия, которая будет этим заниматься при Мэрии. Но тем не менее в 2011 году есть несколько довольно заметных потерь, в том числе и Соборной мечети не стало (такая странная история — то ли случайно снесли, то ли не случайно). Расскажите, пожалуйста, поподробнее: как эта комиссия будет функционировать, чтобы подобных случаев больше не было? Спасибо.
С.Собянин: Спасибо. В предыдущие годы в Москве сносилось около 200 зданий, более 200 зданий в год, в том числе в значительной степени в исторической части города. Не все эти сносы можно критиковать, потому что мы имеем дело с разными объектами. Есть объекты, которые действительно необходимо сносить, это ветхие аварийные здания, не представляющие собой исторической ценности. Мы эту практику почти прекратили, объем сноса зданий упал с 200 до 10, то есть уменьшился в 20 раз. Более того, мы не сносили никаких исторических памятников. Единственный памятник, который в свое время считался выявленным памятником исторического наследия — Соборная мечеть, — так он из этого перечня был выведен в 2009 году. И он не являлся историческим памятником. Более того, принимая решение о строительстве новой соборной мечети на этом месте еще в 2003 году, все понимали, и это, собственно, было заложено во всей градостроительной документации, что он не может быть построен одновременно с сохранением старой мечети. Поэтому он уже в 2003 году, когда проект был утвержден и начал реализовываться, был обречен. Никаких других памятников культуры, которые стояли, действительно, как охраняемые памятники, в Москве снесено не было.
Но еще более сложная, более серьезная проблема — это даже не то, что снесли какой-то там трех- или пятиэтажный дом, который не представляет собой никакой ценности, а то, что на этом месте появляется. Когда на этом месте появляется
А.Гавычева: Здравствуйте, Сергей Семенович. Александра Гавычева, газета «Известия». У меня к Вам два коротких вопроса. Во-первых, продолжу дорожную тему. Разумеется, Вы уже упомянули, что результата мы сразу не увидим, и эксперты, в частности, мне говорили, что масштабные, какие-то заметные результаты мы увидим только в 2025 году. Вот я хотела бы узнать, когда, на Ваш взгляд, москвичи свободно поедут по дорогам, по трассам, смогут спокойно припарковать свои автомобили и почувствовать плоды этой глобальной работы.
И еще один, если позволите, вопрос: вчера в соцсетях (в частности, у депутата Госдумы Константина Рыкова), появилась информация, что Тина Канделаки может возглавить столичный Департамент образования, это шутка?
С.Собянин: Да, это больше шутка. Вчера на встрече с Президентом Тина достаточно энергично рассказывала о реформах образования, речь как раз шла о резерве кадров, о подборе, и я сказал, что вот готовый кандидат в резерв кадров в Департамент образования. Но я думаю, у нее другая стезя и другие соображения по своему будущему.
Что касается того, как скоро мы получим результаты в области решения транспортной проблемы. Для меня было бы выгодно поддакнуть экспертам и сказать: «2025 год — это как раз тот год, когда вы их увидите». Но я все-таки считаю, что мы должны делать все, чтобы это светлое будущее приблизить как можно раньше. Считаю, что первые результаты этой работы мы должны увидеть в среднесрочной перспективе — это 3—4—5 лет. У нас как раз будет реализована наша программа «Развитие транспорта Москвы» на пятилетку, до 2016 года. Там заложены огромные объемы строительства метрополитена, достаточно большое дорожное строительство, которое, собственно, даже не подразумевает строительства большого количества новых дорог, но реконструкцию практически всех существующих дорог, в том числе и МКАД. В том числе и сотрудничество с Минтрансом, который работает по вылетным магистралям, которые находятся за МКАД в зоне федеральной ответственности (это федеральные трассы). Плюс, конечно, мы должны наладить и схему движения общественного транспорта, и пригородных перевозок. Все это вместе, конечно, должно дать результат. Я считаю, что первые результаты мы должны увидеть через два-три года и значительное улучшение этой проблемы в течение пяти лет.
Г.Пенькова: Пожалуйста, информационные агентства.
Ю.Кологорцев: Добрый день! Юрий Кологорцев, агентство «Интерфакс». У меня два вопроса будет. Вы, Сергей Семенович, не только город возглавляете, но и московское отделение партии «Единая Россия». И вот последние данные ВЦИОМа говорят, что в среднем по России «Единая Россия» набирает 54%. Ваши ожидания по Москве 4 декабря?
И второй вопрос. От Вашего имени в интернете создается множество блогов, где пишут всякие гадости. Будет ли настоящий Собянин блогером? Спасибо.
С.Собянин: Я думаю, что я не переплюну этих блогеров, это дело их совести.
Что касается «Единой России», то, несмотря на все существующие проблемы, они очевидные, тем не менее «Единая Россия» является и в Москве самой сильной политической силой и самой сильной политической партией. И я думаю, что она сохранит свои лидирующие позиции.
Г.Пенькова: Коллеги, пожалуйста.
Б.Ляув: Здравствуйте. Бела Ляув, газета «Ведомости». У меня два вопроса. Как Вы следите за тем, чтобы в предвыборный период все политические силы имели равные возможности? И второй: кто из Ваших подчиненных уйдет работать в Госдуму?
С.Собянин: Что касается возможностей других политических партий, не думаю, что я должен за ними следить, я думаю, они сами неплохо за собой следят и проявляют активность такую, какую они считают нужным, и никаких препон для этого не делается. Кстати, количество митингов, пикетов, которые проводят, в том числе оппозиционные партии, у нас за год увеличилось где-то в 2 раза. Мы особых препон никому не чинили.
Что касается перехода в Думу. Наверное, Владимир Иосифович (В.И.Ресин — первый заместитель Мэра Москвы) все-таки перейдет на работу в Государственную Думу. По другим коллегам никаких разговоров на эту тему не было.
Д.Малышев: Радиостанция «Серебряный дождь», Малышев Денис. Как раз в продолжение предыдущего вопроса: впервые в истории проведение такой акции, как День гнева, было согласовано с властями, прошла она 12 октября. Будет ли и впредь она разрешаться, и что будут делать столичные власти с уличными протестами, которые оппозиция обещает в день думских выборов 4 декабря? Спасибо.
С.Собянин: Наша политика уже вполне определенная: мы разрешаем практически все, что не мешает горожанам, разрешаем практически во всех местах, разрешаем шествия, митинги, пикеты. Еще раз повторюсь, что за последний год количество такого рода выступлений увеличилось в 2 раза, за последний месяц еще на 30%. Я думаю, что в преддверии, накануне выборов эта активность будет еще возрастать. Единственное, что мы требуем и будем строго за этим следить, — это соблюдение общественного порядка.
Г.Пенькова: Пожалуйста, агентства еще...
Д.Студнев: Здравствуйте, Сергей Семенович, Студнев Даниил, ИТАР-ТАСС. У меня к Вам такой вопрос. Вы обозначили приоритеты развития столицы на
С.Собянин: Даниил, честное слово, не хотел бы менять место работы, и надеюсь, что так оно и будет. С вашей поддержкой.
Г.Пенькова: Пожалуйста, еще.
В.Гусь: Вячеслав Гусь, телекомпания «РЕН ТВ». Сергей Семенович, прошел год, в Москве за этот год пробок меньше не стало. Прошел год, и машин в центре Москвы меньше не стало. В окраинных районах Москвы все забито автомобилями жителей Подмосковья, которые подъезжают в Москву, оставляют машины у метро и, соответственно, едут работать в Москву. Соответственно, вопрос, первый вопрос: как будет решаться проблема парковок в ближайшее время — и в центре, и в окраинных районах?
И второй вопрос, если можно, по поводу укладки плиток на московских тротуарах. Будет ли продолжена эта плиточная программа, потому что не всегда и не всем москвичам понятно, зачем вообще поменяли асфальт на плитки. Спасибо.
С.Собянин: Что важнее — транспортная проблема или плитка? Наверное, плитка. Начну с нее. Там много всяких версий было, зачем мы это делаем. Главная версия — это то, что моя жена решила нажиться на плитке, месяца два или три обсуждали эту тему, надоело, решили, что нет, скорее всего, это не так... Ну слава Богу.
Вторая версия была о том, что город очень серьезно сэкономит на этом. Вообще, вторая версия имеет место на существование, но скажу, что какой-то глобальной экономии за счет этого не произойдет. Какая там будет...
Главная проблема, которая есть в плитке и, собственно, почему во всех городах мира вы нигде не увидите асфальта на тротуарах, — это экологическая составляющая. Потому что, если в Центральном округе не менять плитку, то выбросы от асфальта в летнее время (не помню точно цифру) составляют порядка 112 т вредных веществ. По экологическим выбросам асфальт вполне сопоставим с выхлопами машин, особенно в летнее время, когда он разогревается на
Что касается парковок. Это действительно очень серьезная проблема. Она имеет разный характер. Что касается дворов, парковочного пространства во дворах, она скорее имеет более благоустроительный характер, комфортности проживания. Одно дело, когда машины ставят прямо на тротуары во дворе или прямо возле подъезда так, что пройти невозможно. Плюс это проблемы безопасности, потому что машины, припаркованные в несколько рядов на проезде возле домов, не дают проехать ни скорой помощи, ни пожарной машине. Поэтому, что можно было сделать в этом году, мы сделали: увеличили количество парковочных мест во дворах почти в 2 раза. Где-то это удачная парковка, где-то неудачная, но площадь значительно увеличилась. На будущий год мы никого не ограничиваем по этой работе. Что можно будет найти, где можно будет увеличить — эти работы будут сделаны. Но это то, что касается дворов и вот, собственно, комфорта проживания, постановки машин.
Помимо этого будет продолжена такая программа, как «Народный гараж», но без всякого насилия и ажиотажа, если будет желание у жильцов. Кстати, в ту программу «Народный гараж», которая сейчас реализуется и которая во многом застопорилась в силу того, что подрядные организации не справились с себестоимостью, которая там заложена, город сегодня вложил дополнительные деньги в уставной капитал ГУП «Народный гараж», для того чтобы достроить и выполнить все обязательства перед инвесторами, которые вложили деньги в народный гараж.
Но самая важная проблема — это проблема, связанная с парковками на конечных станциях метрополитена, конечных остановках наземного общественного транспорта, парковок на улично-дорожной сети. Эта проблема уже напрямую касается именно решения транспортной проблемы, поэтому мы все клочки земли, которые только можно найти возле станций метро, особенно конечных их остановок, выискиваем, забираем в городскую собственность, если она занята арендаторами, и уже сегодня пытаемся сделать там парковочное пространство. Сегодня уже несколько тысяч таких парковочных мест сделано. Но мы считаем, что этого недостаточно, и будем проводить это в круглогодичном режиме, изыскивая любую площадь, любые площадки, где это возможно сделать. Почему? Потому что мы понимаем, что если мы сказали о приоритете общественного транспорта, то люди, которые подъезжают к этому общественному транспорту, особенно из области, должны иметь возможность где-то оставить свои машины. Это очевидно. И это такая непростая программа, но очень нужная, и я считаю ее приоритетной, и мы ее будем добиваться.
Что касается парковочного пространства в центре города — это куда, собственно, люди приезжают в основном, потому что у нас большее количество рабочих мест расположено в центре города и люди в основном с периферии передвигаются именно в центр города. Центр города, к сожалению, не может вместить столько желающих приехать на автомобилях, сколько есть, поэтому рано или поздно нам все равно придется ограничивать объем парковочных мест в центре города. Это тоже такой элемент, который прошли все города: и Нью-Йорк, и Лондон, и Париж, и Токио, и Сеул, и т.д. и т.п. Мы никуда от этого не уйдем, просто парковаться столько, сколько хочешь — это означает просто забить все улицы, все дворы, все подъездные пути и т.д. Поэтому сегодня в городе разрабатывается схема парковочного пространства в Центральном округе и дальше в рамках Третьего транспортного кольца, ну и дальше по очередности. Такая схема, я надеюсь, уже в I квартале следующего года будет сделана с точки зрения проекта, дальше ее будем воплощать в жизнь.
Л.Проценко: Любовь Проценко, «Российская газета». У меня тоже два вопроса, Сергей Семенович. Вы уже во многих сферах попытались поломать теневой бизнес. Меня интересует еще одна сфера. Мы много и часто спрашиваем о переселении из пятиэтажек, а меня сейчас интересует: намерены ли Вы поломать практику, когда уже отселенные дома подолгу стоят в городе? Сначала они превращаются в гостиницы, где люди-гастарбайтеры сгорают, поскольку самовольно включают электричество, а недобросовестные чиновники в это время собирают себе мзду. Кроме того, находится немало фирм, которые продают эти квартиры повторно. Недавно был случай в Южном округе, и сейчас эти люди, которые там купили квартиры, ставят условие перед городом: «Давайте расселяйте нас, вы виноваты». Это первый вопрос. И второй. Вы вчера в городской Думе отчитались за год работы и сказали, что весь этот год работали по десяти направлениям. Меня интересует, ясно ли для Вас, какие основные направления для Вас будут в будущем году, в
С.Собянин: Спасибо. То, что касается сноса отселенных домов, хотя и не все подлежат сносу, далеко не все, то их нужно реконструировать, реставрировать, многие из них — памятники культуры, их нельзя сносить. То, что должно сноситься и расселялось под снос, должно, конечно, сноситься. У нас обновлена специальная комиссия, которая этим занимается, выделены деньги всем префектурам в достаточном количестве, чтобы они не отговаривались, что у них средств нет, того-сего нет. Всего достаточно — нужно этим заниматься. Но очень большой объем, особенно в центре города, несносимого жилья, которое требует реконструкции. Мы сегодня систематизировали весь этот объем, создаем инвестиционную программу для привлечения инвесторов, что город не в состоянии, да ему и не нужно реставрировать, реконструировать какие-то особняки: у нас нет таких программ, чтобы потом заселять туда, в особняки, это элитные квартиры, поэтому это, скорее всего, инвестиционный проект, над которым мы работаем, и надеюсь, что в ближайшие месяцы мы его запустим.
Что касается перспективы будущего года, то на самом деле то, что мы делаем в этом году и считаем эти действия первоочередными, по сути дела они же будут приоритетными и на будущий год. Мы ничего не бросаем и не делаем для показухи. Все эти проекты первоочередного порядка, которые мы реализовали в этом году, вошли в системные программы на ближайшие пять лет. Мы, наверное, единственный субъект Российской Федерации, сформировавший 16 системных программ, в которые вошли практически 90% бюджета. Это госпрограммы, которые аккумулировали не только бюджетные деньги, но и внебюджетные ресурсы, и федеральные возможности, то есть все материально-технические возможности, которые есть у города для реализации той или иной цели. Поэтому эти приоритеты остаются практически неизменны — это развитие транспортной системы, это развитие здравоохранения, развитие образования, улучшение экологии столицы и так далее, и тому подобное, то есть это все то, чем мы сегодня с вами занимаемся, что сегодня обсуждаем.
Да, кстати, и вопросы — мне достаточно много задают жители вопросы. Мы начали достаточно масштабную программу по благоустройству дворов, созданию новых спортивных площадок, ремонту подъездов. Сохранится или не сохранится эта программа... Потому что на самом деле мы вначале хотели, скажем, поставить точку на этом, отремонтировать все, какие заявки были по ремонту дворов, подъездов; мы, казалось, их реализовали, но когда начали реализовывать, оказалось, что жителям совершенно недостаточно, если мы подремонтируем какой-то бордюрчик или там оградку или поставим одну скамейку, — а комплексная реконструкция своего двора, так, как это происходит в других случаях. Поэтому мы решили эту программу не останавливать, а продолжать до тех пор, пока не только будут отремонтированы дворы, а чтобы они были обустроены на самом надлежащем уровне, на самом современном таком уровне. Поэтому эта программа будет продолжена в таком же или большем еще объеме на будущий год.
Г.Пенькова: Пожалуйста, еще вопросы. Давайте...
В.Хуртин: «ТВ Центр», Владимир Хуртин. Сергей Семенович, ваши соратники, члены московского Правительства, говорят о том, что приходится сталкиваться с колоссальным сопротивлением — сопротивлением тех людей, которые привыкли к другим схемам построения бизнеса, к другим отношениям с властями. Скажите, пожалуйста, в чем выражается вот это колоссальное сопротивление, давление, которое оказывается на Правительство? И не приведет ли это к тому, что столичные власти постепенно потеряют стимул к совершению перемен?
С.Собянин: На самом деле это действительно так. Но вот сами подумайте: закрытие инвестконтрактов на
Г.Пенькова: Пожалуйста, коллеги.
Д.Миронова: Газета «Московские новости», Дарья Миронова. Сергей Семенович, у меня два вопроса. Первый — это будут ли корректироваться целевые программы города с учетом расширяемых территорий? И второй вопрос: недавно Владимир Владимирович говорил, что по всей стране должны увеличиться социальные выплаты. Коснется ли это Москвы? Будут ли здесь еще какие-то дополнительные мероприятия или выплаты в социальной сфере?
С.Собянин: По объему социальных выплат Москва находится на первом месте в стране. Я думаю, что если все социальные выплаты в стране сложить, то это будет все равно меньше, чем в одной Москве, но тем не менее мы не отказываемся от социальной политики. Мы индексируем все то, что как бы уже сегодня утверждено в плане социальных мероприятий, значительно усиливаем адресную поддержку. В этом году мы провели обследование практически всех ветеранов: как они живут, какие проблемы есть, какие у них запросы — и в плане медицинского обслуживания, и в плане ремонта квартир, и обеспечения бытовыми приборами. Более того, мы с ветеранами достаточно долго советовались по поводу того, какие единовременные выплаты или мероприятия дополнительно сделать к
Что касается присоединенных территорий. Они никак никоим образом не будут влиять на социальную политику, потому что все эти программы утверждены, бюджет утвержден. Но даже не только поэтому. Мы эту территорию не рассматриваем как обузу, которая будет сосать из города какие-то совершенно неадекватные расходы. Наоборот, мы считаем, что эта территория на многие годы вперед даст нормальное экономическое развитие города, огромного мегаполиса, даст дополнительные доходы, обеспечит стабильность поступлений в бюджет, обеспечит стабильное развитие экономики. То, что сегодня происходит, нас тревожит, потому что у нас многие предприятия, технологические центры, центры прибыли начали потихоньку уходить из Москвы. Москва — перезастроенный город, сложный город, дорогостоящий город, поэтому эти структуры начали уходить и в Санкт-Петербург, и в Подмосковье, и в другие города. Мы должны обеспечить им нормальные условия работы, и такие нормальные условия работы возможно обеспечить на вновь присоединенной территории. Поэтому это не обуза, это, наоборот, обеспечение будущих источников дохода города Москвы.
Г.Пенькова: Пожалуйста, давайте вы. Микрофон возьмите, пожалуйста.
Р.Утяшева: Сергей Семенович, я вот хотела Вас спросить. Извините, пожалуйста. Регина Утяшева, корреспондент газеты «Metro». Первый год Вашей работы ознаменовался для москвичей некоторыми сюрпризами. Я имею в виду парки, которыми мало кто ожидал, что Вы ими займетесь, что благоустроите. Я имею в виду тротуарную плитку: для кого-то приятный сюрприз, да кого-то не очень. Я хотела бы узнать, в следующем году какие сюрпризы Вы еще преподнесете, то, чего никто не ожидает?
С.Собянин: Что это будет за сюрприз, которого никто не ожидает и о котором я сейчас скажу? Я не скажу!
Р.Утяшева: Ну все-таки раскройте, приподнимите занавес. Возможно, Вы хотите реализовать какой-то положительный пример европейских городов, потому что Вы говорили о том, что в Европе нет асфальта. Ну вот что-то такое интересное, что нас ждет...
С.Собянин: Регина, не скажу. Честное слово, не знаю, чем вас еще удивить, но я подумаю. Регина, я вас, наверное, удивлю своей последовательностью. Я уже сказал, что то, что я делаю, я буду продолжать делать. Я делаю не потому, что сейчас выборная кампания, не потому, что я хочу что-то кому-то доказать, а это мое внутреннее убеждение и я буду заниматься этим проектом и дальше, в том числе и парками.
О.Шарапова: Ольга Шарапова, информагентство РБК. Сергей Семенович, вопрос такой. Новые территории — подбираете ли Вы какой-то кадровый состав для управления и какие специалисты понадобятся для развития новых площадей Москвы?
С.Собянин: На самом деле там кадров достаточно. Мы приняли закон города Москвы о том, что мы сохраняем структуру местного самоуправления на вновь присоединяемых территориях. Это поселковый уровень, сельский уровень поселений. Он сохранится, и сохранятся его полномочия, значит, сохранятся и кадры: и депутаты, и главы поселений, поэтому какого-то огромного кадрового резерва для этого нам не потребуется.
Е.Савельева: Екатерина Савельева, радиостанция «Вести FM». У меня два уточняющих вопроса по выделенным полосам. Смогут ли там ездить так называемые официальные такси, те, кто получил лицензию и таксомоторные компании? И второй вопрос тоже из того, что лежало на поверхности, того, что было давно заброшенной темой в Москве — по поводу упрощения схемы перепланировки. Что будет сделано в следующем году, что еще можно в таких законах облегчить?
С.Собянин: Спасибо. Что касается такси, скорее нет и нигде в мировой практике это не применяется. В российской практике, мне кажется, это вообще тяжеловато применять. Я просто боюсь даже не того... у нас в городе не так много такси, хотя таксопарк растет, и официально растет. На сегодняшний день, если мне память не изменяет, уже зарегистрировано около 9 тыс. официальных такси — это неплохо. В стране, по-моему, во всех других городах меньше зарегистрировано, чем у нас. Я чего боюсь? У нас сколь-нибудь состоятельные люди понанимают и перекрасят свои машины, под такси зарегистрируя — это будет история еще та. Поэтому опасно такое решение, мы не готовы его принимать.
Что касается перепланировок. Действительно, мы такое решение уже в следующий вторник примем: будет значительно упрощена процедура перепланировок. Часть решений, которые не влекут за собой кардинальных изменений или с точки зрения ухудшения безопасности дома, его сохранности, вообще не будут согласовываться, будет введена такая система типовых проектов по типовым домам. Типовые проекты перепланировок по типовым домам составляют 95% всех перепланировок, их вообще не надо будет ни проектировать, ни согласовывать. Поэтому большая часть этой работы, мне кажется, будет облегчена. И в дальнейшем будем смотреть, как эту работу дальше настраивать, потому что сегодня в соответствии с законом там участвуют и Мосжилинспекция, и уполномоченные ГУПы, которые должны заниматься проектами перепланировок, и так далее. Чем больше там участников процесса, тем больше взяток и больше обременений. Мы стараемся большее количество всех этих контролирующих и инспектирующих, согласовывающих организаций убрать уже из этого процесса сегодня и будем смотреть, как и дальше их убирать так, чтобы не обременять людей излишними согласованиями, с одной стороны, но, с другой стороны, мы реально должны контролировать ситуацию, когда речь идет о безопасности домов.
Г.Пенькова: Пожалуйста, давайте, Диана.
Д.Моисеенко: Диана Моисеенко, РИА «Новости». Сергей Семенович, хотелось бы вернуться к вопросам коллег. Вы сказали о том, что Владимир Ресин может перейти на работу в Госдуму. Хотелось бы узнать, в случае, если это произойдет, останется ли пост первого заместителя Мэра и, может быть, Вы уже рассматриваете какие-то кандидатуры на этот пост?
С.Собянин: Пока никаких кандидатур не рассматриваю, и, скорее всего, такой ставки, такой должности не будет.
Г.Пенькова: Пожалуйста, ребята, еще вопросы. Давайте там, на галерке. Микрофон передайте, пожалуйста.
Л.Пронина: Bloomberg news, корреспондент Пронина Любовь. Сергей Семенович, уже говорилось здесь о расширении Москвы. Не могли бы Вы обозначить, каких инвестиций потребует этот проект и помимо инвестиций в этот проект есть ли еще другие планы развития города? Рассчитывает ли московское Правительство вернуться на рынок заимствований, рассматриваете ли возможность рублевых облигаций и облигаций в других валютах и когда это будет, на какие объемы? Спасибо.
С.Собянин: Каких-то глобальных инвестиций во вновь присоединяемые территории мы не предполагаем, потому что то, что касается строительства транспортно-дорожной сети. В основном это федеральные трассы, которые сегодня уже находятся либо в проектировании, либо в строительстве, либо в ближайших планах Минтранса. Что касается развития железнодорожной сети, которая там также проложена, то это, естественно, ответственность уже железнодорожников. Что касается инфраструктурных компаний (имеется в виду тепло, вода, электричество и так далее), то это должно делаться в рамках их инвестиционных компаний. Что касается строительства жилья, офисов и так далее — это коммерческое строительство, город к нему отношения не имеет. Поэтому каких-то глобальных вложений... Конечно, мы будем вкладывать в решение социальных вопросов, развитие социальной сети, но это затраты, которые никаким образом не могут кардинальным образом изменить московский бюджет. Более того, как я уже сказал, это территория, которая сама себя кормит. Она сегодня уже генерирует достаточно большой объем доходов, и в дальнейшем доходная часть от этих территорий будет только наращиваться. Что касается заимствований, мы в этом году сократили объем заимствований, объем дефицита. Надеюсь, что дефицит будет сокращаться и в последующие годы, все будет зависеть от конъюнктуры рынка, от экономической ситуации в целом в стране.
Л.Пронина: Можете назвать объемы, которые будут вкладываться в это строительство?
С.Собянин: Мы не будем планировать никаких заимствований. Пока мы не планируем.
Д.Миронова: Сергей Семенович, я хотела уточнить. Вы говорили, что в этом году было адресное обследование ветеранов. А на будущий год будут еще какие-то слои населения. Может быть, есть уже какие-то планы по такой же адресной помощи?
С.Собянин: Конечно. Система адресной помощи будет постоянно расширяться. Мы должны не в среднем видеть и не в среднем помогать всем, потому что некоторые из них достаточно обеспеченные люди и некоторые в совершенно плохом состоянии. Поэтому адресная помощь и малообеспеченным, и трудным семьям, и многодетным и так далее будет только увеличиваться. Собственно, эти программы уже в этом году начали развиваться, показывать, как они будут работать.
И.Костоглотова: Ирина Костоглотова, «Газета.ру». Сергей Семенович, скажите, пожалуйста (в связи с бюджетом вопрос), какова судьба программы охраны окружающей среды? И в рамках каких тогда нормативных документов будут экологические бюджетные мероприятия финансироваться? И еще уточняющий вопрос. Если какая-то политика — это тоже к экологии имеет отношение — в отношении безнадзорных животных в Москве? Спасибо.
С.Собянин: Что касается охраны окружающей среды, я уже говорил об этом, мы все основные мероприятия сформулировали, все основные расходы заложены в бюджете. Но почему мы сегодня не приняли эту программу? Я уже говорил о том, что у нас есть целый ряд вопросов, по которым мы не имеем ответов. Это связано с федеральным законодательством, регулированием транспорта, производства соответствующих видов моторных топлив, ограничений, экологических требований по годам. И второе. Мы взяли в работу огромный лесной массив, который в разы больше, чем есть сегодня в Москве, имеется в виду лесозащитный пояс Москвы. Мы не знаем, в каком он состоянии, мы не знаем, какие ресурсы потребуются для его реабилитации и охраны и содержания. Поэтому, когда эти входящие будут понятны для нас, мы сформулируем и примем программу охраны окружающей среды. Пожалуйста.
И.Костоглотова: Про животных еще.
С.Собянин: Про животных: никаких кардинальных изменений не предполагается. Как мы выделяли средства на их содержание, так они и будут выделяться.
Г.Пенькова: Пожалуйста, «Аргументы и факты».
Е.Бычкова: «Аргументы и факты», Бычкова Екатерина. Сергей Семенович, какое у Вас за прошедший год, как Вы стали мэром Москвы, самое яркое впечатление и оправдали ли москвичи Ваши ожидания, в том смысле, что, может быть, чем-то приятно удивили или, наоборот, огорчили? Спасибо.
С.Собянин: Екатерина, это и было самое яркое впечатление, потому что, несмотря на то что я давно живу в Москве, у меня такого плотного прямого контакта с москвичами не было. Это люди, болеющие за свой город, очень активные, подчас критически настроенные, но тем не менее мне кажется, они настроены позитивно на те направления, которые мы сегодня не только декларируем, но и начинаем делать. Они активно поддерживают работу по наведению порядка и в домах, и во дворах, и в парках, и в скверах, и в решении транспортных проблем, и в решении вопросов здравоохранения, образования и т.д.
Г.Пенькова: Пожалуйста, «Московский комсомолец».
Е.Егорова: «Московский комсомолец», Лена Егорова. Сергей Семенович, при присоединении к Москве новых территорий будет ли создан столичный федеральный округ и как в таком случае будет называться Ваша должность?
С.Собянин: Я думаю, моя должность не поменяет названия, а новый административный округ, скорее всего, будет действительно создан.
Е.Егорова: Спасибо.
С.Собянин: Пожалуйста.
Г.Пенькова: Пожалуйста, Нина, давайте вы. Городские газеты совсем не участвуют.
Н.Баталова («Московская правда»): Спасибо. «Московская правда», Баталова. Сергей Семенович, вот на тех совещаниях, которые вы проводили в округах, Вы говорили, что Москва, город выделил достаточно средств на проведение всех программ, которые заложены в развитие округов, и главное заключается в управлении этими деньгами и в ответственности чиновников управ на нижнем уровне, что будет организовано рейтинговое обследование и по этому рейтингу будут приниматься меры. Скажите, пожалуйста, конкретно, что уже сделано в этом направлении и какие, так сказать, выводы Вы уже делаете? Замена кадров?
С.Собянин: Я на основании этого уже одного из глав управ снял. Но не потому, что только там рейтинг показал, что там больше всего жалоб, проблем и так далее. Проводили комплексный анализ этой ситуации и действительно выявили то, что там глава управы не годится. При каждом посещении округа я беру материалы социологических исследований по всем проблемам — и по образованию, и по здравоохранению, и по уборке улиц, и по коммунальному хозяйству, и по отношению к главам района и округа. И это основа для такого предметного разговора. Но в настоящее время мы нарабатываем только эту социологию. Она, конечно, имеет свои изъяны, но в длительном периоде она точно выявит те проблемы, которые мы имеем. Они не однородны. И очень важно видеть срез не в целом по городу, не среднюю температуру по больнице, а видеть точно, где, в каком районе ситуация более худшая, в каком учреждении наиболее проблемная. Мы наращиваем инструменты такой связи. Мы, как вы знаете, недавно открыли портал, на котором даем информацию о том, какие работы по каким объектам город выполняет, по каким выполнены, просто наименования конкретных работ по каждому адресу. И люди могут зайти, оставить фотографию, комментарий, подтвердить выполнено это или не выполнено. Такую практику мы по всем нашим объектам будем распространять. Помимо этого у нас создается call-центр, который также будет принимать звонки, вопросы и аккумулировать не просто по конкретным случаям (это не диспетчерская), а для того, чтобы выявить наиболее тревожные тренды, наиболее тревожные и горящие проблемы. И вот эту ситуацию прямого общения с жителями, получения от них информации, обсуждения городских программ мы будем постоянно наращивать.
Г.Пенькова: Спасибо, коллеги. Пожалуйста, вы уже давно тянете руку. Последний вопрос — и будем заканчивать.
А.Гаврилов: Добрый день! Радиостанция «Эхо Москвы», Андрей Гаврилов. Два вопроса будет. Сергей Семенович, на Ваш взгляд, за вот этот год на посту Мэра Ваше основное достижение и Ваша основная неудача за исключением транспортной проблемы, о которой мы говорили. И второй вопрос. В столичном метро, на столичных улицах где-то за полгода, может быть, за год все меньше и меньше людей без определенного места жительства. Скажите честно, куда столичные власти дели бомжей? Спасибо.
С.Собянин: Смех смехом, на самом деле это серьезная проблема. Вопрос не только в бомжах, но вообще в уровне преступности на нашем транспорте — и на метрополитене, и на железнодорожных вокзалах. Когда я впервые побывал на одном из железнодорожных вокзалов, в общем впечатление было шоковое. На столичном вокзале, где здания являются памятниками архитектуры, там достаточно полицейских, которые туда-сюда ходят, достаточно железнодорожных властей, увидеть такое было действительно неожиданно. Мы вместе с ними провели целый ряд мероприятий и по благоустройству, и по созданию системы безопасности, и выводу оттуда незаконной торговли. Конечно, там неидеально все, но, мне кажется, серьезное движение произошло. Там стало чище, свободнее, спокойнее, выстроились нормальные транспортные схемы, пересадки на другие виды транспорта. Сегодня вокзалы действительно, это не для красного словца, а реально по той статистике, которую регистрирует правоохрана, стали одними из самых безопасных мест.
С точки зрения метро. Мы выделили для полиции специальный фонд премирования, для того чтобы они не просто прохаживались туда-сюда по перронам, а реально работали и с бомжами, и с преступниками, и так далее. И там ситуация тоже резко улучшилась — не кардинально, но значительно, мне кажется, улучшилась. Считаю, что то же самое должно происходить не только на вокзалах, но на всех транспортно-пересадочных узлах, на всех железнодорожных платформах, на всех станциях метро и вокруг них. Там должен быть идеальный порядок, люди не должны бояться общественного транспорта, не должны бояться спускаться в метро или приходить на вокзал. Если мы этого не сделаем, никакого разговора об общественном транспорте можно не вести. Считаю, что это один из приоритетов, которым мы должны вместе заниматься с линейной полицией, ГУВД, федеральной транспортной полицией и так далее и тому подобное.
М.Мартемьянов: Максим Мартемьянов, The Village. Сергей Семенович, Вы много говорите об иностранном опыте мегаполисов. Тогда у меня такой вопрос, он связан как с очередниками, так и в принципе с застройкой Москвы: будет ли Москва расти ввысь, допустим, как те же китайские города, где средняя застройка — около 30 этажей, а в Москве — порядка 17? И смогут ли за счет этого, если это планируется, уменьшить очереди? Спасибо.
С.Собянин: Максим, от количества этажей очереди не уменьшаются, точно говорю.
М.Мартемьянов: Да, но если ввести больше за