Кузнецы войны
Мы продолжаем нашу рубрику 80 лет Победе – Год Защитника Отечества. Авторы и сотрудники нашего Издательского дома «41» пишут о своих близких – участниках Великой Отечественной войны, их воспоминаниях о войне. Ранее о своем отце рассказал Игорь Бабаян, а Галина Папивина – о своем дедушке. А теперь Иван Лазаревич рассказывает о своих дедах.
Двое моих дедов пережили войну. Оба – не выпустили в гитлеровцев ни одного патрона или снаряда. Не имеют медалей «За отвагу», «За взятие Берлина». Но стыдиться этого я не собираюсь. Оба свой вклад в Победу внесли.
Отец мой – Константин Сергеевич – родился в 1933-м году. Когда началась война, ему было всего восемь – ни о каких «приписках к возрасту», которые часто тогда устраивали себе парни 16-17 лет, и речи быть не могло. Но он был поздним ребенком в семье, и его отцу, моему деду Сергею Константиновичу, к тому времени исполнилось уже 50. Критичный для солдата возраст… Его все-таки призвали в ополчение в июне 1941-го. В бой не посылали: вместе со многими другими ополченцами он рыл окопы и противотанковые рвы, как мог, укреплял Москву перед нашествием врага.
В семье хранится «Посмертный паспорт» Сергея Константиновича Лазаревича – тогда еще не солдатский жетон, а текстолитовая капсула с данными на случай гибели. По счастью, воспользоваться ей по назначению не пришлось.
1 октября его отозвали в Москву, комиссовали по здоровью (были проблемы с сердцем), и он работал в Академии архитектуры НИИ Госстроя. Из Москвы семья даже в самые опасные дни конца ноября эвакуироваться не стала.
Другой мой дед – Николай Васильевич Фролов. Инженер-строитель, специалист по мостам (и не только).
Что такое артерии и вены экономики? Транспорт. Автомагистрали, железные дороги, авиационные рейсы. Их значение огромно, а во время войны – тем более. Мосты, тоннели, аэродромы – прочные, надежные – это ключевые узлы любой транспортной магистрали. Поэтому жизнь деда вся была в командировках, поездках то в другие регионы необъятной страны, то в другие страны: везде нужны были надежные пути сообщения. С 1939 по 1941 годы он работал в Китае. Семья вернулась в Москву 22 июня 1941 года… и узнали, что началась война.
Конечно, на фронт такого ценного специалиста не отпустили. Присвоили звание капитана военно-инженерных войск – и вперед. Точнее, назад, в тыл. А каково это – знать, что погибают твои сверстники, и тем не менее, по приказу – строить, строить, строить?
Калинин (ранее и ныне – Тверь) – один из важнейших узлов сообщения в СССР и России. Здесь восстанавливали разрушенный во время боев мост через Волгу.
Чебоксары – снова мосты.
В 1943-45 годах Николай Васильевич занимался строительством моста через реку Куру в Сальянах – это самая граница с Ираном. А ведь больше трети всех грузов по ленд-лизу проходили именно через Иран.
Ордена Красной звезды и «Знак почета», звание подполковника военно-инженерных войск Николай Фролов заслужил.
До моего рождения он не дожил два месяца. А было ему всего 50.
В войне на передовой – воин. Но что может сделать воин, если нет у него за спиной кузнеца, который сделает ему меч?
Мои деды отдали Победе все, что смогли – сполна.
Иван Лазаревич, фото из домашних архивов
ТЕГИ: