О 90-летии московского метрополитена
Друзья, коллеги! С Международным днём музеев! С 90-летием московского метрополитена! 15.05.1935 по первой линии метро (красного цвета на схеме) прошёл первый поезд! В 2010 году была изготовлена копия этого поезда, и мне удалось проехаться на нём по Кольцевой линии. Я с детства нахожусь под магией метрополитена. Первый мой спуск на станцию «Проспект Мира» по «лестнице-чудеснице» (эскалатору) произошёл, когда мне было несколько лет от роду. С 1968 года я живу на Фестивальной улице, где станцию метро «Речной вокзал» открыли в год моего рождения. В песочнице я организовывал игру в метро: мы строили тоннели, а станции у нас были без перекрытий. Особенно мне нравилось название «Арбатская». Задачу перед собой и ребятами я ставил непростую: построить тоннель подлиннее, песок же высыхал и своды обваливались, но мы упрямо внедрялись руками-ковшами во влажную часть грунта и укрепляли, укрепляли своды! Иногда прибегали большие мальчишки и топтали наши постройки ногами. Очевидно, тогда уже я выбрал путь созидания, которого стараюсь придерживаться до сих пор.
Двумя станциями я особенно восхищался - «Новослободской» и «Комсомольской». Когда поезд, громыхая, вынес меня впервые под своды настоящего метродворца, моё сознание словно озарилось эстетическим великолепием этой станции! На улице с другом детства Димой среди кустов мы также играли в метро. Особый шик состоял в том, чтобы громко объявить: «Осторожно, двери закрываются, следующая станция «Сокол». Я и дома один играл в метро, садясь на край дивана в качестве машиниста и выглядывая из кабины перед отправлением (а тогда машинист окидывал взором состав), и объявляя следующую остановку, а на конечной обязательное: «Поезд дальше не пойдёт, просьба освободить вагоны». В тоннеле я имитировал завывания поезда, вначале набирающего скорость, а потом тормозящего при приближении к станции. В детстве, войдя в вагон, я сразу вставал на колени на сиденье лицом к окну и следил, как волокна кабеля то ровными струнками бегут по стене тоннеля, то повисают на ней синусоидами. Так я прикоснулся к феномену скорости.
Мне очень нравилось уступать место в транспорте. Вот это ключевое «Садитесь, пожалуйста» вызывало во мне нравственное удовлетворение.
Со студенческой поры у меня существовали книги, которые я читал исключительно в метро, в иных местах практически не беря их в руки! Так, к примеру, я одолел «Илиаду» Гомера и «Критику чистого разума» И. Канта. Приступив к работе, я пересекал порой город из конца в конец: мчался от «Речного вокзала» на «Первомайскую», от «Водного стадиона» - до «Ясенево» и т.д. Естественно, на метро я ездил не только на работу; нередко назначал встречи в нем, возвращался поздно из театров, гостей, звонил из телефонных автоматов, установленных в подземке, предупреждая родных о задержке. Годами я пользовался единым билетом за 6 рублей. Но вот в школьные годы однажды мы с другом детства Сергеем решили пройти по одному проездному, взятому им у отца. Сотрудница выхватила из моих рук этот билет. Мы обескураженными вернулись домой. Надо было срочно покупать билет отцу Сергея, не признаваться же в содеянном! Тогда в карманах даже старшеклассников редко водились подобные суммы. Но я нашёл решение, набрав 6 рублей юбилейными рублями из своей нумизматической коллекции.
Сколько дум передумал я в метро, глядя на людей, сидящих напротив, внутренне давая им характеристики, представляя, куда они едут, откуда и в каком настроении. В дни Олимпиады-80 меня забавляло повторение станций по-английски: “Next stop is …”. Несколько лет назад пошёл перекос со всяким дублированием in English названий станций, надписей и т.п. Мой знакомый не смог устроиться в метро специалистом по пассажиропотоку, так как от него потребовали знание английского. Смотрю, сейчас как-то попритихла эта тенденция.
В начале 1990-х годов мне даже захотелось поработать в метро и я звонил в кадровую службу, но всяческие требования и график занятости не подошли мне (а я хотел трудиться там лишь в летние каникулы, не изменяя педагогике). Вот мой выпускник Пётр В. поработал в метро и даже участвовал в конкурсе на лучшего по профессии. Долго я не знал, что ток не проходит по рельсам, которые видны пассажирам, а поезд двигается за счёт соединения с помощью токоприёмника, находящегося на каждой колёсной тележке, с контактным рельсом, расположенным у стенки платформы. Теперь, во время авторских экскурсий, я уделяю внимание и теме метро, к примеру, станции «Маяковская», попавшей в кинохронику 1941 года.
И вот сегодня я отпраздновал юбилей моего дорогого метрополитена. У станции «Сокольники» осмотрел старый вагон, отреставрированный павильон станции, вокруг которой, кроме пожарной каланчи, увы, со старых времён ничего не осталось. В старом вагоне сидели 4 сотрудника метрополитена, контролируя осмотр экспоната. Я угостил их конфетами и пожелал, чтоб в конце тоннеля всегда был свет и тоннели кончались! Вы видите первую схему метро с ответвлением. Станция «Дворец Советов» ныне называется «Кропоткинская», «Кировская» - «Чистые пруды», «Дзержинская» - «Лубянка». Метро какое-то время носило имя Лазаря Кагановича. Также я показываю вам фото доски на станции «Сокольники», где говорится о начале движения. На станции «Партизанская» на среднем пути (а эта станция построена с тремя путями) я осмотрел 4 вагона: маневровочный электровоз (жёлтый), путеизмерительный (красный) и 2 синих, которые я в детстве называл «лысый» (без полосок) и «волосатый» (с полосками). На станции Крмсомольская-кольцевая я подробно рассмотрел мозаики на тему триумфа русского оружия (станция построена в послевоенное время со стилизацией под XVIIl век). За архитектуру станции А. Щусев был посмертно удостоен Сталинской премии. На переходе на стене вы видите флорентийскую мозаику по эскизам П. Корина. Выделяется в композиции Орден Победы. Я завершаю свой гимн метро, чтобы не превратить его в длинную песнь под волынку. Свет нам всем в конце тоннеля и длинных успешных линий судьбы!
Александр Снегуров, фото автора
ТЕГИ: