«Из доброго сокровища сердца моего…»
Этот год ярок не только «звёздами» футбольного чемпионата, московским раскалённым солнцем, но и славными педагогическими праздниками. Мы отмечаем юбилеи наших выдающихся педагогов – А.С. Макаренко (130-летие со дня рождения), С.Т. Шацкого (140-летие со дня рождения), С.А. Рачинского (185-летие со дня рождения) и В.А. Сухомлинского (100-летие со дня рождения). Эти юбилеи не попали в «топ» новостей и даже слабо отразились (если вообще отразились) в графике мероприятий образовательных учреждений. А вот Музей-лаборатория истории образования и духовной культуры ЗелАО (школа № 2045) не оставил вышеупомянутые юбилеи без внимания: благодаря музейным занятиям, к примеру о Макаренко, узнали сотни детей. Представители же музея побывали на ряде знаменательных встреч, о которых я кратко расскажу.
На базе Московского музея образования (подразделение Московского городского дома учителя) состоялась Международная научно-практическая конференция (организаторы: член-корреспондент РАО М.В. Богуславский, президент Международной макаренковской ассоциации Т.Ф. Кораблёва, главный редактор журнала «Народное образование» А.М. Кушнир и др.) «Воспитательная система А.С. Макаренко в контексте перспектив развития современного российского образования». Я хотел бы обратить внимание читателей на такой вид школ, о котором немало говорилось на конференции, как школа-производство. Идея трудового воспитания в коллективе была великолепно определена и развита А.С. Макаренко и остаётся актуальной до сих пор. Школа-производство в своём ведении может иметь пекарню, типографию, теплицы, разводить рыбу, птицу, производить инновационную продукцию (воспитанники Макаренко занимались и огородом, и изготовлением высококлассных фотоаппаратов ФЭД). Школа-производство – близкая родственница Технопарка. А Технопарки получили в последнее время достаточно широкое распространение. Так, в Зеленограде функционирует Центр молодёжного инновационного творчества (ЦМИТ) «ФабТой Технопарк». В задачу его входит развитие инженерного и предпринимательского мышления у старших школьников и студентов. ЦМИТ открыт на базе лицея № 1557. Методика работы с молодёжью «ФабТой Технопарка» строится на основе подбора интерактивных экспонатов, наклеек, сувениров, образовательных игр – всего того, что интересует детей и способно увлечь их возможностью принять личное участие в изготовлении конечного продукта, имеющего спрос на рынке. Надо сказать, что зал в Музее образования, посвящённый Макаренко, обновился: наряду с конкретными артефактами представлены и виртуальные экспонаты; большой вклад в организацию экспозиции внесли друзья нашего зеленоградского музея видные макаренковеды В.В. Морозов и Т.Ф. Кораблёва.
Если о Макаренко люди мало-мальски наслышаны, то имя Станислава Теофиловича Шацкого (1878 – 1934) известно, увы, узкому кругу специалистов и интеллектуалов-любителей. А ведь С. Шацкий начал свою педагогическую деятельность ещё в 1905 году среди детей рабочих окраин Москвы; он вместе с А.У. Зеленко и другими энтузиастами создавал первые в России детские клубы, один из которых назывался «Сетлмент». В 1911 году Шацкий основал детскую летнюю колонию «Бодрая жизнь», после революции руководил первой опытной станцией по народному образованию, был также директором Центральной педагогической лаборатории и Московской консерватории. Усилиями Шацкого заложены основы будущей «кузницы мировых талантов» Центральной музыкальной школы. Шацкий уделял неослабное внимание приобретению детьми трудовых и исследовательских навыков, культурно-просветительской работе, развитию эмоциональной сферы ребёнка, товарищеских отношений, идеям самоуправления, коллективизма. Огромную помощь Станиславу Теофиловичу оказывала его супруга Валентина Николаевна Шацкая, ставшая впоследствии крупным специалистом в области музыкально-эстетического воспитания детей.
На базе Московского музея образования Н.В. Соколовой был организован семинар по многогранному наследию Шацкого. В уютной гостиной разместились люди разных характеров – и Владимир Беляев, написавший докторскую диссертацию о Шацком с использованием 1000 источников, и опытнейший журналист Валерий Хилтунен, и правнучки видного педагога. Участники семинара возвращались к тезису Шацкого о том, что воспитание детей есть воспитание их самостоятельности, и к призыву дать детям детство. (Это адресный призыв к тем родителям, кто загружает своих чад кружками, секциями, репетиторами уже с 5-9 лет.) Вспомнили и о том, что в 1928 году С. Шацкого посетил один из выдающихся педагогов XX века американец Дж. Дьюи и был поражён увиденным в СССР, признавшись, что советская школа по всем параметрам обогнала школу западных стран. На семинаре выступила директор школы № 1 им. С.Т. Шацкого (г. Обнинск, Калужская область) Галина Владимировна Полякова. Школа отсчитывает свою историю с 1911 года и до сих пор верна заветам Шацкого; здесь имеется учебно-опытный участок, теплица, зимний сад (ему 60 лет). Три летних месяца работает школьный лагерь труда и отдыха «Бодрая жизнь». Министерство образования Калужской области заинтересовалось опытом станции и готово пропагандировать его. На семинаре произошло ещё одно знаменательное событие. Дмитрий Павлович Барсков - воспитанник Семёна Афанасьевича Калабалина, любимого воспитанника А.С. Макаренко (см. «Педагогическую поэму») и супруги Семёна Афанасьевича Галины Константиновны – подарил нашему музею два объёмных тома книги «Колокола памяти. Записки детдомовца» с авторской надписью. Д.П. Барсков даёт с опорой на документы широкую панораму жизни Клемёновского детского дома, рисует портреты ребят, которые стали для автора братьями.
Ещё один юбилей позвал нас в село Татево Оленинского района Тверской области. Здесь существует, очевидно, самая старая (основана в 1861 г.) сельская школа в России. У истоков народных церковно-приходских школ России стоял выдающийся русский педагог, учёный, просветитель, ботаник, математик, переводчик, профессор Московского университета, член-корреспондент Императорской Санкт-петербургской Академии наук, создатель обществ трезвости («апостол трезвости»), Сергей Александрович Рачинский (1833 – 1902). Родившись в Татеве (родовая усадьба находится в запущенном состоянии), Сергей Александрович всю жизнь посвятил просвещению людей, духовным поискам, борьбе за утверждение православных начал в образовании и воспитании детей. К суждениям Сергея Рачинского прислушивались обер-прокурор Священного Синода К.П. Победоносцев, Александр III и Николай II. Сергей Александрович писал: «Не быстрое увлечение масс, а внутреннее возрождение личностей – цель наших усилий». Чудесные слова Сергея Рачинского вынесены и в заглавие статьи.
Многие люди, наверное, видели картину Н.П. Богданова-Бельского, бывшего пастушка, ученика С.А. Рачинского «Устный счёт» (1895). Группа сельских ребятишек решает пример, написанный на доске; один мальчик стоит лицом к зрителю в позе античного мыслителя. Слева у стены выслушивает вариант решения задачи сам наставник – С. А. Рачинский. Захватывает атмосфера школы, изображённой на картине. Да, лапотная Русь. Но думаешь не о лаптях, в которые обуты мальчики, а о том драматичном и великом пути, которым пройдут эти парнишки к космической эре, к эре электроники. У этих и у других ребят были свои учителя, победившие раздоры, расколы, поскольку «ядро» педагогики неделимо в отличие от атомов, и характеризуется небольшим числом простых истин. Быть среди и ради детей – вот одна из них. Сергей Рачинский окружён детьми, и мы понимаем, что это и есть педагогика в чистом виде. И рядом с ним будто возникают образы Шацкого, Макаренко, Сухомлинского. Ну и кому тут придёт в голову крамольная мысль делить педагогов на «красных» и «белых»?
Выступая на конференции, я поприветствовал Татевскую среднюю школу, сельскую школу как таковую, всех присутствующих от имени Первопрестольной, от зеленоградского культурного сообщества, от нашего музея и его друзей. С вдохновенной речью к собравшимся обратился Александр Дмитриевич Коншин-Рачинский, предки которого и финансировали просветительские проекты, и сами просвещали. Здорово, что сегодня мы возвращаем в поле широкого общественного интереса имена С. Рачинского, С. Шацкого, и я горжусь тем, что наш музей в авангарде этого процесса.
Нас тепло встретили руководители Оленинского района, директор школы им. С.А. Рачинского (это имя возвращено образовательному учреждению ровно 20 лет назад) Галина Ивановна Большакова, заведующая Краеведческим музеем им. Богданова-Бельского Валентина Михайловна Марченкова, ученица Анастасия Кузнецова, сотрудники школы. Нынешнее здание школы, пережившее и революцию, и немецкую оккупацию, добротно построено в 1907 году. Сейчас в школе 8 классов, 10 педагогов и 14 учащихся. Верится, что будущее есть у сельских школ, у русской деревни, и это будущее отчасти зависит от учеников Татевской школы, от энтузиастов, приехавших на конференцию, от жителей тверского края. Слишком много усилий вложено людьми разных поколений, ветеранами в это будущее, и оно просто не имеет никакого морального права быть туманным!
Я брожу по селу. Здесь сохранилось немало деревянных домов начала XX века (часть из них относилась к усадьбе Рачинских). Вот возрождающийся Троицкий храм, где все желающие могли принять участие в службе, которую совершил епископ Ржевский и Торопецкий Адриан. Рядом с храмом - некрополь. Естественно, в лихие годы он был разорён, но невероятным образом надгробная плита С.А. Рачинского сохранилась и была возвращена к храму. И я читаю на ней эпитафию: «Не хлебом единым жив человек». Известная евангельская максима. Я вспоминаю, как моя мама, не будучи религиозным человеком, часто повторяла мне эту истину, отталкиваясь, похоже, не от евангельского текста, а от романа В. Дудинцева «Не хлебом единым», снискавшего большую популярность во второй половине 1950-х гг. И вот теперь «учитель века» (так называли Рачинского) напрямую обращается ко мне с этой фразой, чтоб я не забывал, что хлеб – да, нужен, он, как говорится, всему голова, но есть ещё что-то, что питает человека, питает уже не хлебом, а духом – воспитывает. И всё это было бы красивой риторикой, если б я не встретил в своей жизни немало людей, которые и хлеб ценили, и дух, и вот, мне кажется, что я сам становлюсь таким же человеком, и моя парадоксальная судьба мне в этом подсобляет…
Конечно, мы посетили местный музей, конечно, беседовали допоздна с участниками конференции, и я скажу вам, что Татево может стать «педагогическим Сколково», заповедником просвещения (кстати, таким оно уже было в 1880-90-е гг.); и вообще, как нам объяснила Валентина Михайловна, Татево не от слова «тать» (разбойник), а от ласкового «тятя» (отец).
Юбилей Василия Александровича Сухомлинского нас ожидает осенью. Полагаю, я ещё о нём расскажу. А в эти месяцы я говорил и говорю моим ученикам, студентам, коллегам, посетителям музея: помните о педагогических юбилеях 2018 года, несите о них добрую весть, не поддавайтесь унынию, выбирайте стратегию созидания, разума и радости.
Александр Снегуров