Непредсказуемая музыка | Новости Зеленограда | Окружная электронная газета Зеленограда
Учредитель: Префектура ЗелАО г. Москвы Учредитель: Префектура ЗелАО г. Москвы

Непредсказуемая музыка


Давно для себя придумала прием: если хочешь передать свое впечатление от чего-либо самым непосредственным образом, закрой глаза и скажи первые пришедшие на ум слова, не задумываясь об их смысле. Такими словами после концерта А.Жихарева для меня стали – «струи расплавленного металла». На самом деле, человек, если бы ему было суждено уцелеть после такого «купания», наверное, именно так ощутил бы свое перерождение, переход в иное материальное состояние, которое могло бы в полной мере соответствовать внезапно вознесшемуся духу…

Когда в Зеленоградском Дворце творчества детей и молодежи впервые появилась эта необычная супружеская пара, перспективы нашего сотрудничества выглядели весьма расплывчато. Ну, есть некий человек, умелец, житель Зеленограда, придумавший «плоские колокола» и исполняющий на них вместе с женой музыкальные произведения и собственные импровизации. «Поющая бронза», «Поющие бронзой», «Поющие с бронзой» – мы путались в названиях и не могли остановиться на том, которое наиболее точно подходит к этому явлению. Казалось бы, Зеленограду не привыкать к чудесам.

Мы много чего видели и слышали в своем городке, изобилующем людьми незаурядными и творческими. Чего только стоят эмали Людмилы Анненковой, виолончель Марины Тарасовой, хоры Ю.Суколенова, А.Чернецова, И.Сарнацкой, керамика сестер Гуринович, фортепиано Ивана Павлова, живопись В.Чефранова… Зеленоградцев не назовешь пресыщенными, но и проблем в утолении «зрелищного» голода никто у нас не испытывает. Да и Москва рядом, где «очередьнасерова» явление далеко не ежедневное, где доступно многое и многим…

Поэтому первая встреча с Александром Ивановичем и Татьяной Алексеевной Жихаревой была «поверхностной»: мы решили поставить в Выставочном зале Дворца небольшую звонницу из плоских колоколов Жихарева, чтобы дети, обучающиеся во Дворце, могли попробовать свои силы в «звонарном деле». Александр Иванович соглашался дать несколько мастер-классов для желающих и  выразил готовность «поиграть» для земляков. До этого он 17 лет был звонарем в музее-заповеднике «Коломенское», где прямо на центральной площади были установлены его «звонницы», собирающие вокруг массу туристов и любителей колокольной музыки. Там Александр Иванович вместе с женой впервые начали исполнять не только свои импровизации, но традиционную и классическую музыку…

Била Жихарева возникли отнюдь не случайно. В Советском Союзе, яростно искоренявшем всяческие проявления религиозности, не приветствовавшем и саму православную культуру, 74 года не отливались церковные колокола – в них не было необходимости. А в лихие 90-е годы, разнообразные и многоцветные, наряду с разгулом криминальных страстей стала возрождаться и российская церковность, возвращались к своему первоначальному предназначению здания церквей и храмов, воскрешалась былая слава монастырей. Александр Иванович в те годы освоил новую профессию колокололитейщика и на разных московских заводах занимался отливкой колоколов. Работая в АО «Колокол», он удостоился чести быть в составе приемной комиссии, принимавшей в Голландии крупный заказ – партию колоколов для храмов г. Губкина. Он слушал колокола – определял на слух их благозвучность и пригодность для исполнения высокой миссии: быть провозвестниками возвращения в Россию православной религии, культуры и духовности. Помогала ему в становлении как колокольных дел мастера, так и колокольных звонов ценителя-эксперта работа во Всероссийском институте легких сплавов, где он изучал тайны звучания металлов, секреты их соединения и взаимообогащения.

Церковные била впервые А.И. Жихарев увидел в Музее-заповеднике Коломенское, в котором соседствуют Музей колоколов и Музей бил. Старинные била были отлиты из чугуна. Они выполняли скорее не музыкальную, а сигнальную функцию – звучание их показалось Александру Ивановичу неблагозвучным, резким и некрасивым. Но сама идея использования бил для извлечения колокольного звучания возникла именно тогда, при знакомстве с этими старинными спутниками колоколов. «Я сразу поставил перед собой две задачи, - рассказывает А. Жихарев, - во-первых, отыскать самый благозвучный сплав металлов (а вариантов этих могло быть сотни тысяч), а во-вторых, - самую оптимальную геометрическую форму била.» На удивление быстро была решена первая задача – найден самый что ни на есть акустикоцелесообразный сплав металлов, ответивший самым смелым надеждам и желаниям. Его состав является авторским изобретением А. Жихарева, запатентованным и опробованным во множестве изделий. А вот поиски формы вели изобретателя по пути от сложного к простому, когда, в конце концов, среди геометрических плоских тел была найдена форма, абсолютно сходная с пропорциями «среднестатистической» иконы. А.И. Жихарев получил 3 патента на свои изобретения, в которых его иконные била называются по-научному «звучащий элемент музыкального инструмента» и определены как «полезные модели».

Полезные? Да, именно полезные. Не только услаждать наш слух призваны изобретения Жихарева. Они врачуют не только души, но и тела, чему подтверждение – многочисленные заказы на изготовление «плоских колоколов» от медицинских организаций, которые, как говорит Александр Иванович, заказывают «не ноты, но герцы». А лечебные свойства этих «герцев» (единицы частоты колебаний) - это уже иная история, медицинская. Я спросила мастера – могут ли «герцы» разрушать? «Могут, - ответил он. – Но это те частоты, которые человеческому уху недоступны, преимущественно из нижних регистров. Но и те звуки, которые доступны нашему слуху, могут быть разрушительны – это искаженная мелодия, неверно спетая песня, пьяные крики, звуки работающего трактора, скрежет, лязг.. То, что возникает между двумя частотами и имеет диссонирующие признаки – негармонирующие звуки – может быть болезнетворным и вести к заболеваниям вплоть до раковых. Плохо сыгранная музыка и плохо спетая песня несут в себе столько негатива, что вы просто не догадываетесь!

В звучании бил Жихарева все сгармонизировано, согласованно до такой чистоты и совершенства, что звук, издаваемый билом, может быть назван абсолютным. Если звучание церковных колоколов невозможно предсказать в процессе отливки и последующей обработки, а также невозможно изменить после того, как изготовленный колокол уже готов для подъема на колокольню, то «настройка» иконных бил – многодневный и трудоемкий процесс, позволяющий довести звучание до соответствия желаемому идеалу. Жихарев настраивает каждую пластину до тех пор, пока все обертона не сведутся к одной ноте, и эта нота будет не «примерной», а абсолютной. В этом секрет чистоты звучания бил Жихарева, отличие от привычных нашему уху «колокольных звонов». Русская православная школа «звонарства» рассчитана на самых разных людей, в том числе и на тех, у кого отсутствует музыкальный слух. Научиться звонить может каждый, запомнив определенные приемы. Но все равно мы выделяем особо одаренных мастеров колокольных звонов, способных сочетать особым образом звучания колоколов, добиваясь целебного благозвучия и гармонии. А иконные била Жихарева представляют собою особо точный инструмент, который в принципе не может звучать диссонанасно, а при умелом подходе (при наличии музыкального слуха и мастерства исполнителя) раскрывающий глубины звучания каждой ноты и излучающий такие вибрации, которые способны не просто благотворно воздействовать на человека, но и вызывать в нем ощущения очищения, перерождения. «Чистыми звуками можно даже освящать воду,» - считает Татьяна Алексеевна, и вряд ли с нею поспорит тот, кто слышал эти необыкновенные плоские колокола…

Изучив все музыкальные строи, которые когда-либо были обозначены в истории музыкальной культуры, А.И. Жихарев создал свой собственный звукоряд, в основе которого лежит Пифагоров лад. Для чего это понадобилось? Дело в том, что звонница Жихарева – инструмент особенный, не имеющий аналогов в мире, и традиционный колокольный строй, подразделяющийся на «зазвонные», «подзвонные» и «басы» здесь не работал. Абсолютный звук потребовал своего звукоряда, как растущий ребенок требует все новых и новых атрибутов роста и развития.

Александр Иванович и относится к своим билам, как к детям «Я – их единственный отец раз и навсегда, - говорит он, - другой изготовитель может быть только отчимом. Каждая звучащая пластина – это сплав моей собственной души с металлом, каждое из бил делается во имя любви к инструменту, любви к музыке, гармонии, красоте. Мною всегда движет только интерес к творению. Ради денег невозможно создать что-то живое и настоящее, а мои била – живые». Видимо, именно поэтому самые красивые и уникальные инструменты Александр Иванович никому не продает – они всегда рядом, под рукой, хотя им часто приходится подолгу храниться в мастерской, укоризненно заполняя пространство вынужденной немотой. 

Татьяна Алексеевна Жихарева – соратница и спутница Александра Ивановича – выступает вместе с мужем с 2006 г. По образованию она музыкальный педагог, окончила также курсы звонарей в Свято-Даниловском монастыре. Услышав впервые звучание «плоских колоколов» Жихарева, Татьяна Алексеевна поняла, что этот необыкновенный инструмент нуждается не только в собственных исполнителях, но и в своей собственной музыке, хотя и совершенно приспособлен для исполнения традиционных колокольных звонов и музыкальной классики. Вместе с ней Александр Иванович впервые стал исполнять на звоннице те самые импровизации, из которых теперь состоит их концертная программа. Импровизации никогда не повторяются и никогда заранее не подготавливаются. А.И. Жихарев говорит, что, когда он в записи прослушивает свои собственные концерты, то диву дается – откуда эта музыка? «Я бы сам не смог этого сочинить,» - удивляется он. Татьяна Алексеевна тоже не признает в полной мере своего авторства, хотя именно она является «ведущей» и задает тему каждой импровизации. Видимо, свыше приходит эта музыка… Композитор Г. Белов, говоря о творчестве В. Гаврилина, как-то сказал: «Музыка не изобретается, а добывается из природы, из воздуха… Она просто фиксируется композитором…» Эти слова как нельзя лучше характеризуют сотворчество Жихаревых. Они на ваших глазах творят это чудо – добычу музыки из окружающего мира. После концерта одна из зрительниц задала А.И. Жихареву вопрос: «Какие картины встают перед вами, когда Вы исполняете свои импровизации?» «Никакие, – ответил Александр Иванович. Я просто вижу ваши лица, ваши глаза, и играю то, чего вы сами хотите, те чувства, которые вы вызываете во мне и которые я хочу послать вам». Наверное, в этой ответности творческой импровизации скрыт мощный резерв целительности поющей бронзы.  Посетивший первый концерт Жихаревых в Зеленограде генеральный директор ООО НПЦИиОМ «Образ Здоровья», кандидат медицинских наук А.Т.Семений оставил следующий отзыв: «Уже не в первый раз я участвую в различных концертных программах, с целью изучить влияние музыкальных произведений на психофизиологические параметры слушателей. Для этого я использую экспресс-диагностику Оникс или ДеПульс. Обе эти системы позволяют за 5 минут дать оценку множества параметров человека и даже оценить уровень его жизненной энергии и биологический возраст. В этот раз мое внимание привлекло выступление Жихарева А.И. «Поющая бронза», где он демонстрировал свои била - плоские колокола не только как изделия, но и как музыкальный инструмент. Я обследовал 4 человек до и после концерта, и во всех случаях получил выраженную и отчетливую положительную динамику всех показателей здоровья, что подтверждает целительную силу звука бил Жихарева А.И.»

Но и без этих авторитетных слов каждый из присутствовавших на концерте убедился, как говорится, «на собственной шкуре, что чудо-вибрации меняют его самого – как в крещенскую ночь меняется структура воды в любом водоеме, становясь «святой» даже без окунания креста животворящего…

У Жихаревых много историй и много «подручных» чудес, ставших для них обыденным существованием. Но есть еще одно чудо, каким-то странным образом связанное с нашим Зеленоградом, пусть и весьма условно. Колокола Жихарева находятся  в более чем 70 разных  церквах и храмах, есть они и в зарубежных странах. Но есть они и в «Городе рассвета» - Ауровиле, расположенном на юге Индии, основанном в 1968 году и развивающемся под эгидой Юнеско. Город расположен в штате Тамилнад рядом с городом Пандичерри. По заявлению основателя города Мирры Альфассы город должен стать экспериментом по созданию интернационального общества людей, живущих вне политики и религиозных предпочтений. Так вот именно этому городу в ознаменование его сорокалетнего юбилея А.И. Жихарев изготовил и подарил 40 своих плоских колоколов.  В этом городе есть свой Русский павильон, в котором в настоящее время находится 113 бил Жихарева. Для него же в 2015 г. он изготовил и Колокол Мира – било, дающее звук «до» большой октавы. И этот колокол был изготовлен мастером именно в Зеленограде.

На концерте присутствовал еще один диковинный инструмент, который за сходство его звучания с гомоном и щебетанием птичьей стаи получил название «Птицы». Инструмент состоит из 40 бронзовых круглых бил, которые при единовременном движении руки музыканта начинают звучать – петь, как стая птиц. Александр Иванович уверен, что у этого инструмента большое будущее, есть у него и перспективы в лечебной практике. «А если диски будут побольше – мы сможем добиться эффекта журавлиной стаи»,- заглядывает в будущее мастер. А мы уже уверены, что эта стая журавлей пролетит и над нашим Дворцом…

Я уходила домой после концерта морозным январским вечером, переполненная новыми неведомыми ощущениями и звуками, не глядя по сторонам и не задумываясь о предстоящих делах. И вдруг в спину меня что-то тепло и нежно толкнуло – даже не толкнуло, а так, тронуло огромной доброй ладонью-лапой, как будто обняло за плечи: то наверху в Зимнем саду Дворца творчества кто-то еще раз на прощанье  ударил в большое   50-килограммовое било…

 

Н.Глебова

 

P.S. Звонница из бил («плоских колоколов») - музыкальный инструмент, созданный в 1988 году мастером Александром Ивановичем Жихаревым.

Звонница представляет собой большую деревянную раму, на которой развешаны плоские металлические пластины прямоугольной формы, условно называемые «билами». Била, имеющие размеры от нескольких сантиметров до метра, висят на мягких верёвочных подвесах и изготовляются из обычной колокольной бронзы. Чтобы извлечь из них звук, по ним нужно ударить специальными молоточками. Обычно используют одновременно три-четыре звонницы с билами разного калибра, на которых могут играть несколько звонарей, создавая удивительное многоголосное произведение.

Само слово «било» не выдумано: оно имеет древнерусское происхождение и напоминает о родителе колокола: било было широко распространено на Руси, где оно использовалось для созыва прихожан на службу. Стараниями А.И.Жихарева старый сигнальный инструмент превратился в совершенно новый – музыкальный. Их роднит между собой лишь принцип – удар молоточком по подвешенному предмету – да название, которое мистическим образом прижилось для обозначения бронзовых пластин. Древнерусское било обладало скудными исполнительскими возможностями: на нём не могла звучать мелодия, так как не существовало ни той формы, ни материала, которые создали бы красивый мелодичный звук. На современных жихаревских билах можно исполнить абсолютно любое музыкальное произведение.

Била Александра Жихарева имеют пропорцию иконы, - именно в ней заключается секрет благозвучия инструмента, - поэтому Александр Иванович называет своё изобретение «било иконное». Такая пропорция рождает уникальное акустическое явление - консонирующее трёхзвучие («Троицу в звуке») - в результате которого каждая из пластин звучит одновременно тремя тонами одного наименования, но из разных октав. На слух это явление невозможно распознать, его фиксируют лишь специальные акустические приборы.

В ходе специальной обработки колокольной бронзы на прокатном стане металл, из которого изготавливаются била, приобретает невероятную звучность (способность звука распространяться на очень большие расстояния от своего источника) и певучесть (длительность звучания). В среднем била звучат 1-2 минуты, максимальное звучание бронзовых пластин составляет около 10 минут! Других музыкальных инструментов, обладающих подобной певучестью, не существует - так долго тянуть одну ноту способен только человеческий голос.

 С 1997 на протяжении 14 лет года по выходным мелодией звонницы из бил могли насладиться гости парка-заповедника Коломенское, где А.И.Жихарев работал штатным звонарём.

Особые акустические условия Царской башни (Казанский вокзал) оказалась также изумительно подходящими для раскрытия возможностей звучания данного инструмента.

В 1991 г. звонница из бил стала официально запатентованным в России изобретением. Сегодня Александр Иванович дает концерты в самых разных уголках земного шара, и везде он неизменно производит сенсацию, что неудивительно, - ведь он подарил миру звуки, которые никто и никогда ещё не слышал.

Подпишитесь на рассылку:

  • RSS подписка
  • email подписка

Другие новости раздела


Как прошел День города в Зеленограде – фоторепортаж
10.09.2018

Фотограф Дмитрий Чудинов подготовил большой и красивый фоторепортаж с празднования Дня города Москвы в Зеленограде.

Непредсказуемая музыка
13.02.2017

Давно для себя придумала прием: если хочешь передать свое впечатление от чего-либо самым непосредственным образом, закрой глаза и скажи первые пришедшие на ум слова, не задумываясь об их смысле.

Гимназия №1528 приняла участие в международном слете панфиловских школ СНГ «Юные сердца»
23.11.2016

Кадетские классы гимназии №1528 помнят и чтут подвиг 28 панфиловцев, поэтому 16 ноября отправились в Дубосеково, где проходил слет «Юные сердца», посвященный 75-летию Битвы под Москвой и подвигу воинов панфиловской дивизии на защите Москвы в 1941 году. 

Страницы истории и культуры – это наш школьный музей
21.11.2016

«Любовь к своей Родине – это не нечто отвлеченное; это – и любовь к своему городу, к своей местности, к памятникам ее культуры, гордость своей историей…

Музыкально-познавательный праздник «Путешествие по Москве» прошел в школе №842
11.11.2016

Одна из главных задач современной школы – формирование у детей патриотического отношения к Родине, интереса к ее историческому прошлому и настоящему, а также проявление позиции гражданина своей Отчизны.

Слышится нам эхо давнего парада
09.11.2016

На днях исполнилось 75 лет легендарному параду 7 ноября 1941 года. Да, сегодня революционный акцент снят с этого ноябрьского дня. Но оставлен акцент несомненно исторический, гражданский.

Юные читатели Школы №842 на фестивале «Батискаф»
06.11.2016

По условиям конкурса ребятам нужно было прочитать стихи на большом, трехметровом стуле.

Университетские субботы для школьников
31.10.2016

Все чаще учащиеся выпускных классов сталкиваются с проблемой выбора института. Да и вообще не представляют, где будут учиться и работать после окончания школы.

Молодежная палата «Крюково»: творчество и ветераны
26.01.2016

В течение полугода парламентарии-крюковчане занимались созданием и развитием проекта «ЗелМол», который направлен на вовлечение активной молодежи в общественную жизнь района и города. Так, летом активисты дважды проводили творческие встречи под названием «ЗелАрбат».

Префект Зеленограда Анатолий Смирнов рассказал о молодых парламентариях
18.01.2016

В интервью префект Зеленоградского округа Анатолий Смирнов рассказал о значимости молодежных палат районов Зеленограда.

Молодежные активисты Зеленограда принимают участие в мероприятиях московского масштаба
21.12.2015

Середина декабря для активистов округа прошла плодотворно и весьма успешно. Подводя итоги полугодия и демонстрируя накопленные за это время знания, они приняли участие в мероприятиях московского масштаба: политических дебатах, интеллектуальном квесте и Съезде парламентариев, где стало известно имя зеленоградца, получившего право стать членом Молодежной палаты при Московской городской Думе.

Активная молодежь Зеленограда: политические дебаты, открытие памятника, поездка в обсерваторию
07.12.2015

В последние дни ноября молодежная палата (МП) «Старое Крюково» при поддержке ГБУ «Славяне» организовала бесплатную экскурсию для жителей своего района в Звенигородскую астрономическую обсерваторию — старейшую научную и учебно-методическую базу Института астрономии РАН. Всего в мероприятии приняли участие около 40 человек. Парламентарии планируют делать такие поездки регулярными. 


Фото & ВидеоВСЕ »

Новости Москвы