В зеленоградских школах продолжается проект, направленный на здоровьесбережение школьников

В 2016 году все школы Зеленограда участвовали в исследовании по разработке и апробации системы здоровьесберегающего психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса под руководством научно-исследовательской лаборатории развития личности и здоровьесбережения МГПУ. Реализация проекта проходила с применением аппаратно-программного диагностического комплекса «Здоровье-экспресс», предназначенного для оценки уровня здоровья, резервов организма и выдачи индивидуальных рекомендаций по коррекции состояния и выбору образа жизни.
О его промежуточных результатах рассказывает координатор проекта по здоровьесбережению школы №852 Зеленограда Вера Пученко:
– Тема сохранения здоровья детей не нова для школьного образования. Из года в год педагогами планируется и проводится воспитательная работа по формированию здорового образа жизни школьника. Однако неутешительные цифры еще и еще раз констатируют: большая часть детей, поступающих в школу, не здоровы, и за время обучения, к сожалению, это положение усугубляется. Может ли школа сохранить и укрепить здоровье детей? Каковы современные пути и средства хотя бы частичного решения этой проблемы?
Результаты анкетирования школьников говорят о том, что родители и педагоги достигают определенной цели: абсолютное большинство детей обладают знаниями о здоровом образе жизни. Между тем, существует значительный разрыв между декларацией высокой ценности здоровья и ее реализацией на уровне поведения человека.
Как найти связующее звено между знанием и поведением? Наукой доказано, что сознательное управление своим поведением возможно только при наличии в структуре мотивации потребностей. В данном случае они связаны с внутренним принятием здоровья как ценности, понимания личной ответственности за его сохранение и укрепление. И здесь на первое место выходит отношение к своему здоровью. На наш взгляд, удалось найти подход, изменяющий у школьников привычные взгляды на здоровье.
В рамках проекта по здоровьесбережению школьников была проведена разъяснительная работа с родителями, в которой неоценимую помощь оказал руководитель проекта доктор медицинских наук Леонид Денисов.
Дети с интересом и удивлением отнеслись к участию в исследовании. По результатам диагностики проводились индивидуальные беседы с учащимися. Действительно, дети ассоциируют здоровье с отсутствием болезни и задумываются о нем, когда что-то болит, а такие вещи как сонливость, вялость, слабость, раздражительность со здоровьем не связывают и не задумываются об их причинах.
В процессе разговора возникла необходимость проанализировать свой образ жизни и оценить личный вклад в заботу о себе. Следует отметить, что от беседы никто не отказывался, наоборот, непривычный разговор, в котором затрагивается личная ответственность ребенка за свое самочувствие, вызывал заинтересованность. Многие учащиеся самостоятельно проявили желание улучшить показатели общего состояния здоровья и повторно обращались к исследованию во второй и третий раз, выполняя рекомендации по соблюдению режима сна и отдыха, питания, режима дня. Наблюдалась высокая мотивация к улучшению показателей.
Сам факт улучшения результата вызывал у детей массу восторга и гордости, ведь осознание того, что на довольно простые действия, связанные с заботой о себе, организм откликается положительными изменениями, создает чувство комфорта и ощущения согласия с самим собой. Это важный, особенный опыт в жизни ребенка, ведь в основном о состоянии здоровья говорят и беспокоятся взрослые.
Экспериментальная работа продолжается, при подведении итогов появились новые задачи. Их успешное разрешение будем важным шагом к формированию школьной среды, в которой ценность здоровья занимает одно из первых мест.