Социальный работник Галина Стрельцова: «Помогать очень пожилым беспомощным людям – труд благородный»

– Да, голубчик, как это у Тургенева: «Случаясь, что человек, просыпаясь, с невольным испугом спрашивает: неужели мне тридцать... сорок... пятьдесят лет? Как это жизнь так скоро прошла?» А мне 83 – ха-ха. Ничего, давайте, мы лучше с вами и Галиной Николаевной чайку выпьем. Без чашки чая я вас отпустить не могу.
Худенькая, строгая, глаза цепкие: как же, ведь Лидия Серегина – профессиональный психолог, но приглядишься – добрый у нее взгляд. Только тяжело стало, здоровье барахлит. Восемь последних лет без Галины Стрельцовой ей никак нельзя. Вы как думаете – ну пришла к старушке, принесла молочка да хлеба, поговорила про погоду и все? Давайте вы не будете так думать, потому что как это у Тургенева мы уже вспомнили…
Кто в подопечных у социального работника отделения социального обслуживания на дому ТЦСО «Зеленоградский» Галины Стрельцовой? Самому, так скажем, немолодому из тех 13, которых она обслуживает, 93, самой молоденькой – 76. Некоторые из них с трудом на улицу выйти могут, но покупать продукты, убирать квартиру уже выше их сил. Обращаются в центр, их ставят на учет, закрепляют за конкретным соцработником.
Что видели они в жизни? Лидия Александровна, к которой мы пришли в гости, родилась где? В Сталинграде, друзья. И когда там началась страшная баталия, ей было 5-6 лет.
– Что помню, милый вы мой? Огонь, все кругом полыхает и гул, нескончаемый вой вокруг. К элеватору дети и взрослые ползли за горелым зерном. Братишки-то мои умерли, вся семья погибла, одна тетка осталась.
Девчушку все же успели эвакуировать, потому и жива осталась. А вы говорите, молочка и хлеба доставить. Эти люди, а Галина Стрельцова 20 лет помогает одиноким старикам, требуют особого внимания.
Галина Николаевна – а мы с ней подробно поговорили о делах и о жизни, – искренне переживает за своих бабушек. У нее двое взрослых детей и четверо внуков, все складывается в последние годы, как нельзя лучше. Но она теперь практически все знает о судьбе людей, которые нынче без нее не могут, наверное, от этого стала добрее, мудрее. И знаете что, она работает тихо, спокойно. И откровенно разволновалась, узнав о нашей встрече. Как волновалась, когда в начале июня в мэрии заместитель мэра по вопросам социального развития Леонид Печатников вручил ей Почетную грамоту за 20-летний социальный труд.
– Ох, честно сказать, ног под собой не чуяла, – улыбнувшись, призналась Г.Стрельцова. – Кажется, ну что же, просто дело делаю. Успокаивать пришлось.
Слишком скромные женщины
– Вы знаете, у меня теперь только женщины, – говорила Галина Николаевна, а я, наконец, выцарапал у нее тяжелый пакет с продуктами, которые она разносила по адресам.
– Да, эти дамы теперь все мои, – согласилась Г.Стрельцова. – Все разные, одна веселая, другая скрытная, третья интересуется тем, что в мире творится или до сих пор много книжек читает. Рассказывают о себе, доверяют свою судьбу. У кого-то характер сильный, другая помягче, есть открытые люди, другие отстранены, третьи любят поговорить о жизни.
В магазины теперь ходить они не могут – продукты приносит соцработник. Вкусы у всех разные, но, в принципе, можно два раза в неделю заказать не менее 4 кг. А сумма не оговаривается. В среднем за один «поход» в магазин получатся где-то 500-600 рублей. Обычные продукты – хлеб и сыр, молоко, творог. Мясо старики едят редко.
– Вот Лидия Александровна совсем немного ест, – жалуется Г.Стрельцова.
– Да уж как-то я привыкла кушать немного, скромно, несовременный я человек, – кивнула Л.Серегина. – А сейчас, видите как, и сердечная недостаточность, и щитовидку оперировали. Я и говорю: незаменимый она для меня человек, Галина Николаевна. Я ведь несколько лет из реанимации не выходила, а в прошлом году с онкологией столкнулась. Но Бог мне послал очень хорошего хирурга Александра Тушнова из 3-ей городской клинической больницы. И кладет меня мой соцработник в больницу, и забирает, ничего не забывает. Она для меня первая неотложная помощь.
Мы медленно шли по Центральному проспекту. Я расспрашивал Г.Стрельцову о себе, о работе.
– Я, можно сказать, коренная зеленоградка, – раскрывала «секреты» Галина Николаевна. – Родители молодыми сюда приехали, на моих глазах город строился. Очень я его люблю, это именно мой город.
Окончила техникум электронных приборов, работала измерителем на «ЭЛМЕ» – куда ж здесь без электроники. Четырехзондовые установки, спектрофотометры. В 24 года вышла замуж. Ну и так далее, не думала, конечно, что, кроме детей и внуков, в ее поддержке будут нуждаться и другие люди. Так получилось.
Психолог знает
Конечно, забот у нее много. В тот день, когда мы встретились, ей надо было разнести продукты шести подопечным. А еще она покупает стиральные порошки и мыло, шампуни, да мало ли чего нужно каждый день. Оплачивает коммунальные платежи. Сопровождает в поликлинику или больницу, навещает. Если человек не встает, то и памперсы нужно поменять. А еще квартиру прибрать – как иначе, если одна бабушка на ходунках передвигается, другая нагнуться не может. Я поразился чистоте в квартире Лидии Александровны.
– Ох, с ней тяжело, – опять пожаловалась Г.Стрельцова. – Давайте, говорю, уберу. – Уж нет, давайте я сама, – каждый раз отвечает.
– Конечно, я так привыкла, – подтверждает Л.Серегина. – Двигаться же как-то надо, иначе застынешь.
Лидия Александровна многое пережила за 83 года жизни. В детском доме росла в маленьком Урюпинске, что на Хопре. Окончила Ленинградский пединститут, работала в педучилище станицы Михайловка, затем переехала в Москву, долгие годы живет в Зеленограде. Психолог, она, разбираясь в людях, знает и понимает, что такое искренность. Если она повторяет, что ее Галина Николаевна – настоящий друг, значит, это так и есть?
– Да ведь не я одна, – убеждала Г.Стрельцова, когда мы прощались. – В нашем отделении многие женщины по 20 лет и больше ухаживают за теми, кому помощь нужна.
Мы попрощались, я отправился о ней писать, а она пошла к своим бабушкам. Дела…
Автор статьи: Владимир Ратманский