Выберите девиз к 60-летию Зеленограда:

Учредитель: Префектура ЗелАО г. Москвы Учредитель: Префектура ЗелАО г. Москвы

ИНТЕРВЬЮ ЖУРНАЛУ "НЕДВИЖИМОСТЬ И ЦЕНЫ"

Лента новостейВСЕ »
Мероприятия скоро!
Апрель 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
10
26

Мероприятия 26 апреля

Закрыть

Архив мероприятий »
Будущие мероприятия »

План мероприятий префектуры »

Зеленоградский административный округ
 
Самый удаленный округ Москвы, Зеленоградский, расположен в 20 км к северу от МКАД - на 37-м километре Ленинградского шоссе. Он занимает территорию в 1128 га и является своего рода анклавом столицы в окружении районов другого субъекта Федерации - Московской области. С советских времен за ним закрепилась устойчивая репутация наукограда, экспериментальной площадки, где проходят «обкатку» столичные новации, которые в случае успешного завершения эксперимента находят применение по всей Москве, а подчас и в других городах России.
 
История Зеленограда началась в 1958 г., когда вышло постановление Совета Министров СССР о строительстве в районе станции Крюково Октябрьской железной дороги города-спутника Москвы. К работам приступили в 1960 г., а через год появились первые жилые дома, магазин, школа, поликлиника и детский сад. Поначалу город хотели сделать центром текстильной промышленности, но по инициативе министра электронной промышленности СССР А.И.Шокина он был передан в ведение госкомитета по электронной технике. В короткие сроки была создана научно-промышленная база для центра микроэлектроники. С момента пуска первых предприятий и по сей день Зеленоград, несмотря на трудности, остается лидером этой отрасли. Город не без поддержки государства преодолел кризисную экономическую ситуацию 90-х гг., сохранив свой основной профиль - здесь выпускается почти 80% интегральных схем, производящихся в России, осуществляются разработки в области нанотехнологий, микромеханики, оптоэлектроники, приборостроения, интеллектуальных систем технического зрения и др. Префект ЗелАО Анатолий Смирнов не устает повторять в интервью: «Наше главное богатство - это люди», подчеркивая, что 44% жителей округа (самый большой процент в Европе) имеют высшее образование.
Большой опыт, научные традиции, инфраструктура и избыток квалифицированных специалистов - вот, пожалуй, те преимущества, которые сослужили Зеленограду службу в конкурсе на право размещения особой экономической зоны технико-внедренческого типа. В декабре 2005 года вышло постановление правительства РФ о ее создании в ЗелАО г. Москвы, а в 2008 должны появиться первые корпуса, относящиеся к ОЭЗ. На проект из федерального и московского бюджета в равных долях будет выделено 24 млрд. рублей.
Особую экономическую зону обустроят на двух смежных площадках - в Алабушево (150 га) и на территории инновационного комплекса Московского государственного института электронной техники (МИЭТ) (5,5 га).  На первом участке планируется возвести основной объем научно-производственных и административных, вспомогательных и рекреационных площадей (около миллиона кв.м). Здесь будут осуществляться все этапы технико-внедренческой деятельности - от разработки материалов, технологий, и т.д. до выпуска и реализации опытных партий изделий. Все здания и сооружения в Алабушево будут строиться за счет инвесторов-резидентов. «Де-факто здесь, скорее всего, будут работать научно-технические лаборатории и отделы крупных корпораций, которые юридически будут оформлены как малые предприятия», - сообщил А.Смирнов. На второй площадке, на территории МИЭТа расположен современный университетский инновационный комплекс. В его составе функционируют бизнес-инкубатор, научно-технический парк, два инновационных центра, региональный центр коммерциализации и трансфера технологий, многопрофильный экспериментальный завод, восемь учебно-научных комплексов, шесть отраслевых центров коллективного пользования. В этом году завершится строительство первой в России Технологической деревни - современной научно-производственной инфраструктуры для разработки, освоения, мелкосерийного выпуска и апробации на рынке новой электронной и микроэлектронной продукции. Основным направлением деятельности резидентов на этом участке будет проведение самостоятельных научных исследований и разработок, технико-внедренческих работ, а также предоставление научно-технических услуг резидентам ОЭЗ «Зеленоград». Главной функцией МИЭТ в рамках особой экономической зоны станет адресная подготовка специалистов и освоение принципиально новых технологий. Запуск «зоны» пройдет поэтапно - в конце 2008 г. - площадка МИЭТ, а через год-полтора - участок «Алабушево».
Интерес потенциальных компаний-резидентов к ОЭЗ заключается в облегчении налогового бремени. В частности, в течение 5 лет они освобождаются от налогов на имущество, землю и транспорт. Для них будет также снижена ставка единого социального налога и налога на прибыль, зачисляемого в бюджет г. Москвы. В числе других преференций - особый таможенный режим, связанный с поставками из-за рубежа. Инвесторами и резидентами  зоны станут как российские, так и зарубежные компании, которых отберет экспертный совет. Первый пул инвесторов уже сформирован.
Помимо экономического эффекта от реализации проекта, который ожидается на уровне 40-50 млрд. руб., решатся и многие социальные вопросы, например проблема занятости жителей Зеленограда (появится около 20 тыс. рабочих мест), будет по-максимуму использован интеллектуальный, научно-технический и технологический потенциал, накопленный за почти 50-летнюю историю города. А.Смирнов с воодушевлением прокомментировал: «Создание «зоны» даст людям новое приложение рук и ума. А это намного интересней для нас, чем оказаться на положении отдаленного спального района Москвы. Ведь здесь живет образованнейшее и культурнейшее сообщество».
Не менее важна и политическая составляющая проекта - серьезная поддержка государством развития частного сектора в сфере науки и технологий.
Выделенные на создание ОЭЗ деньги будут потрачены, в том числе и на масштабное дорожное строительство, и на сооружение новых энергетических объектов. Пока именно с этой частью инфраструктуры дела обстоят наиболее остро. В частности, для того, чтобы подключить МИЭТ к действующим районным тепловым сетям, нужно проложить коммуникации заново.
Транспортные проблемы, с которыми сейчас сталкиваются жители Зеленограда, будут решены за счет нескольких мероприятий. В частности, планируется соединить ЗелАО со строящейся скоростной автотрассой «Москва-Санкт-Петербург» и реконструировать дорогу «Россия» на участке от подъезда к аэропорту «Шереметьево-1» до Панфиловского проспекта (41 километр). На 37 километре Ленинградского шоссе ведется строительство развязки, а само шоссе, как ожидается, будет расширено от МКАД до 29 километра. Будет отремонтирован мост через реку Сходня.
Столичные власти примут участие в прокладке четвертой полосы Октябрьской железной дороги на участке Алабушево-Москва По дополнительному пути пустят скоростной поезд. Работы по планированию и строительству начнутся уже в этом году. Как сообщил перфект ЗелАО, в округе будет построен второй путепровод, либо проход под железнодорожным полотном в районе Алабушева, который свяжет две части Зеленограда, а также Ленинградское и Пятницкое шоссе.
Пока же «старая» и «новая» части города изолированы друг от друга в транспортном и социально-бытовом отношении, поэтому единый инфраструктурный центр выделить трудно. Впрочем, для «старого» города таковым является Центральный проспект.
Описывая застройку Зеленограда, руководитель местного отделения компании «Инком-Недвижимость» рассказала, что в старой его части, рас положенной рядом с живописным лесным массивом, преобладают пяти- и девятиэтажные панельные дома первого периода индустриального домостроения. В новой части - более современные постройки 80-90-х годов.
Согласно принятой год назад концепции развития Зеленограда до 2020 г. под условным названием «компактный город» объем жилищного строительства здесь будет, как и прежде, ограничиваться количеством рабочих мест в городе. «Речь идет о таком варианте социально-экономического и территориального развития, при котором численность населения и объемы жилищного строительства увязаны с темпами создания новых рабочих мест в инновационно-технологическом комплексе города», - поясняет А. Смирнов. Согласно Генеральному плану развития округа, до 2020 года возможный объем жилого строительства составит примерно 1 млн. 855 тыс. кв.м., или около 125 тыс. кв.м. в год. При этом большая часть жилья возводится за счет бюджета - для переселения из сносимых пятиэтажек и частного жилого фонда, для очередников, военнослужащих и молодых семей. Так, в 2007 г. зеленоградцам будет сдано 136 тыс. кв.м жилья. Но уже в 2009 году социальных домов будет строиться меньше (примерно 15 тыс. кв.м в год), поскольку программа по сносу пятиэтажек завершится. А что касается коммерческого жилья, то его будет строиться ровно столько, сколько «потребляет» город не более 30 тыс. кв.м, то есть по одному дому в год. При этом, это, как правило, не прямой инвестконтракт, когда большинство квартир поступает на продажу, а использование различных схем, когда роль коллективного инвестора выполняют сами жители округа. «Именно так мы построили «ипотечный» дом, - отметил А.Смирнов. И хотя находится немало компаний, желающих вложить деньги в строительство жилых домов в Зеленограде, администрация строго придерживается политики искусственного сдерживания инвестиционного процесса. «Мы не можем строить жилье, чтобы его приобретали иногородние. Во-первых, так мы породим безработицу и усугубим транспортные проблемы. А во-вторых, мы замкнуты границей на территории Московской области и должны бережно относиться к участкам под строительство», - заявил префект.
Если говорить о конкретных строительных площадках, то в настоящее время продолжается снос пятиэтажек, и в текущем году будет ликвидировано 25 из них, а для переселения будет построено новых 11 домов. Всего же в 2007 г. в ЗелАО появится 25 новых корпусов в 2, 4, 8 микрорайонах. Отдельного упоминания заслуживает застройка 20 микрорайона. В прошлом году здесь построили 4, а в этом возведут 10 домов. Всего же комплексная реконструкция предполагает строительство 23 жилых зданий общей площадью 273 кв.м, 14 из которых возведут по индивидуальным проектам. Остальные дома будут типовыми, новых улучшенных серий.
Стоит отметить, что многие социальные дома в Зеленограде строят по индивидуальным проектам. «Там, где важен красивый внешний вид, например, на одной из главных улиц, или соответствие природному ландшафту, мы стараемся использовать индивидуальную архитектуру», - сказал А.Смирнов.
В среднесрочной перспективе подвергнутся реконструкции несколько деревень, относящихся к Зеленоградскому административному округу. В частности, это Назарьево, Кутузово, Рожки, Малино, Ново-Малино, Радиоцентр, ЦНИИМЭ, ул. Колхозная и Медведка. Деревни Кутузово и Малино застроят малоэтажными домами (что раньше в Зеленограде не практиковалось).
Зеленоград создавался как город будущего. И сегодня это не только центр отечественной науки и современных технологий, но и высокой культуры, массового спорта, современной архитектуры, качественного высшего образования.
 
ВРЕЗ
Зеленоградский административный округ является испытательной площадкой для нововведений столицы. Традиционно здесь внедряются и «обкатываются» городские системы, основанные на информационных технологиях, которые не только совершенствуют схему взаимодействия власти и общества, но и придают ей новые качества.
·        На базе отдела жилищных субсидий в конце 1990-х гг. в ЗелАО был отработан механизм Единого информационно-расчетного центра. Причем с самого начала в него был заложен принцип, позже получивший название «одного окна» - были объединены паспортный стол, бухгалтерия, отдел субсидий. В настоящее время ЕИРЦ выдает более 60 видов документов благодаря налаженной телекоммуникационной среде.
·        В 2001 году в зеленоградских автобусах впервые в России появились «электронные кондукторы». Система позволила увеличить собираемость оплаты за проезд в 2,5 раза, скорректировать маршруты, регулировать количество автобусов на маршрутах в зависимости от сезона, дня недели, времени суток.
·        Зеленоградские ученые создали бесконтактную социальную карту москвича, которой сейчас владеет большая часть льготников Москвы. Здесь же, в Зеленограде карта прошла пробные испытания.
·        Современные технологии позволили установить и использовать в общественном транспорте навигационную систему. С ее помощью можно контролировать в режиме реального времени местонахождение и скорость машин на маршруте, оперативно регулировать интенсивность движения автобусов и даже температуру в салонах. Теперь через сайт округа пассажир может узнать, когда подойдет к остановке автобус, а на табло, установленном на Крюковской площади можно увидеть, сколько минут осталось ждать следующую машину.
·        В начале 2002 года в округе начался эксперимент по созданию и распространению сети инновационных магазинов «Утконос». Заказав по Интернету, телефону или через сенсорные экраны товары, их можно забрать на следующий день в ближайшем магазине сети. Интеллектуальная система логистики лишает необходимости содержать отдельный склад и экономит пространство. Скоро в «Утконосе» можно будет заказывать не только продукты и хозтовары, но и мебель, и лекарства.
·        В 2005 году запущен проект «Электронная поликлиника», в рамках которого создана локально -вычислительная сеть, оборудование рабочих мест главного врача, терапевтов, регистратуры, лабораторий. Оформление больничных листов, историй болезни, диспетчирование, решение административных вопросов и пр. будет вестись в электронном виде.
·        С 2005 года дан старт проекту «Электронная школа», в рамках которого в учебных заведениях устанавливаются сенсорные доски с широкими мультимедийными возможностями.
·        В Зеленограде сформирована современная телекоммуникационная структура, охватывающая все жилые здания, предприятия и учреждения округа. Создана и успешно развивается крупнейшая в Москве городская информационная сеть, предоставляющая жителям ЗелАО возможность неограниченного доступа к порталу префектуры (www.zelao.ru), сайтам управ районов, окружным информационным ресурсам. На ее основе  в округе формируется автоматизированная система диспетчерского контроля и управления. Она охватывает жилые здания и объекты социального назначения, которые оборудуются системами мониторинга лифтового оборудования, приборами учета тепла, расходомерами холодной и горячей воды, датчиками температуры, давления, охранной и пожарной сигнализацией, а подвальные помещения -и датчиками затопления.