Учредитель: Префектура ЗелАО г. Москвы Учредитель: Префектура ЗелАО г. Москвы

ИНТЕРВЬЮ ГАЗЕТЕ "ТВЕРСКАЯ, 13"

Лента новостейВСЕ »
Мероприятия скоро!
Декабрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
5

Мероприятия 5 декабря

Закрыть
8

Мероприятия 8 декабря

Закрыть
12
Закрыть
18
19
25

Мероприятия 25 декабря

Закрыть
26

Мероприятия 26 декабря

Закрыть
27
Закрыть
31

Мероприятия 31 декабря

Закрыть

Архив мероприятий »
Будущие мероприятия »

План мероприятий префектуры »

Столица: лица власти
Первый в Москве и стране
 
Самый удаленный от центра округ Москвы, расположенный изрядно  к северу  от МКАД Зеленоград уже на протяжении многих десятилетий имеет твердую репутацию наукограда столицы, экспериментальной площадки, где проходят обкатку смелые управленческие решения и архитектурные проекты, где в первую очередь внедряются новые технологии и механизмы взаимодействия общества и власти. Продолжение этой тенденции, которую уже можно называть традицией, логично и закономерно: в Зеленограде создается одна из первых в стране особая экономическая зона технико-внедренческого типа. О том, в чем еще сегодня ЗелАО первый в Москве и первый в стране, рассказывает префект Анатолий СМИРНОВ.
 
 - Какие   перемены   ожидают   Зеленоград   в   связи   с   созданием      особой  экономической зоны?
 - Следует отметить, что право на создание особой экономической зоны мы  завоевали в жесткой конкурентной борьбе. В октябре прошлого года Москва вместе с еще пятью регионами Российской Федерации выиграла конкурс на создание технико-внедренческой особой экономической зоны. Всего же в  конкурсе участвовало 59 заявок.  Особую экономическую зону в Зеленограде планируется обустроить на двух  смежных площадках. Одна из них площадью 5 гектаров расположена на территории инновационного комплекса Московского государственного института электронной техники (МИЭТ). Здесь функционируют бизнес-инкубатор, научно-технологический парк, многопрофильный экспериментальный завод, двенадцать учебно-научных центров и центров коллективного пользования. В комплексе МИЭТ завершается строительство первой в России технологической деревни - современной научно-производственной инфраструктуры для разработки и мелко-серийного выпуска электронной продукции. Главной функцией инновационного комплекса МИЭТ в рамках особой экономической зоны станет адресная подготовка специалистов, освоение принципиально новых базовых технологий и бизнес-инкубирование компаний.  Вторая площадка, которая находится на территории производственной зоны  «Алабушево", будет ориентирована уже непосредственно на деятельность в области высоких технологий. Изначально на 150 гектарах планируется построить около миллиона квадратных метров производственных площадей. Первые корпуса появятся здесь уже в 2008 году.
Интерес потенциальных компаний-резидентов, которые зарегистрируются и станут работать в особой экономической зоне, заключается в облегчении для них  налогового бремени. В частности, в течение пяти лет они освобождаются от налогов на  имущество, землю и от транспортного налога. Для них также будет снижена ставка единого социального налога и налога на прибыль, зачисляемого в бюджет города Москвы (с 17,5 до 13,5 процентов). В свою очередь и компании-резиденты примут на себя определенные обязательства, в частности, самостоятельно построить необходимые им здания и сооружения на площадке в зоне «Алабушево». На участке  МИЭТ большого строительства не потребуется - почти вся необходимая инфраструктура здесь уже есть.
На создание технико-внедренческой особой экономической зоны "Зеленоград» федеральные и столичные власти планируют выделить 24 миллиарда рублей. Проект будет финансироваться в равных долях: каждая из сторон ассигнует по 12 млрд. Первая часть средств - по 1,4 млрд. рублей из городского и федерального бюджетов - должна быть освоена уже в 2006 году. В текущем году особое внимание уделяется развитию социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры. Так, вскоре начнется возведение новых транспортных развязок на федеральной трассе «Россия», а также организация скоростного движения электропоездов на железнодорожном отрезке от Ленинградского вокзала до Алабушева.  Экономический эффект от реализации этого проекта может составить от 40 до 50  млрд. рублей. Кроме того, будет создано порядка 17 тыс. новых рабочих мест. Таким образом, решится проблема занятости части трудоспособного населения округа, которая вынуждена работать в Москве и области. Вообще появление в Зеленограде ОЭЗ  - это важное событие, которое в перспективе может очень серьезно повлиять на развитие экономических процессов по всей стране.
 - В последнее время в Зеленоград зачастили высокие гости. Совсем  недавно  побывал президент России Владимир Путин. В округ регулярно приезжает Юрий Лужков. Посетили город глава правительства России Михаил Фрадков, вице-премьер Сергей Иванов, министр экономического развития и торговли Герман Греф, министр образования и науки Андрей Фурсенко. Почему такое внимание высоких персон к самому маленькому округу столицы?
 - Видимо, тем, что недостаточное внимание государства к  отечественной микроэлектронике в последние 15 лет привело к ее значительному технологическому отставанию от мирового уровня. По оценке специалистов, оно достигает в настоящее время почти 20 лет. А это, согласитесь, прискорбно. Кроме того, отсутствие спроса на изделия микроэлектроники в 90-е годы привело к тому, что производство многих типов микросхем было полностью прекращено. В результате в настоящее время даже при изготовлении электронной аппаратуры оборонного назначения значительную долю занимает зарубежная электронная компонентная база. Такая ситуация чревата потерей технологической независимости и информационной безопасности нашего государства.
Думаю, это и обусловило пристальное внимание руководства страны к
 предприятиям Зеленограда - центру нашей электроники, российской  «Силиконовой долине». В ходе визитов высокие гости не только подробно ознакомились с состоянием отечественной микроэлектроники, но и комплексно рассмотрели проблемы отрасли и наметили пути их решения.
 - Анатолий Николаевич, на общественном градостроительном совете при правительстве  Москвы вы смогли убедить мэра о необходимости принятия концепции развития Зеленограда как компактного города. Знаем, что были и другие представления о путях развития Зеленограда.
-  Действительно, предлагалось несколько вариантов развития  Зеленограда, в том числе и как «спального района» столицы. Мы не могли согласиться с этим, поскольку несмотря на экономические трудности Зеленоград продолжал оставаться городом микроэлектроники, где сохранился научно-промышленный потенциал, где Московским институтом электронной техники продолжают готовиться специалисты, где хорошими темпами развивается малый бизнес и предпринимательство.
 На наш взгляд, выбранная концепция «компактный город»,  позволяющая Зеленограду оставаться центром российской микроэлектроники, единственно верная. Она наиболее полно учитывает как особенности ЗелАО (неотъемлемая, но удаленная часть Москвы, научно-производственный комплекс), так и сложившееся положение дел с реализацией действующего генплана. Цель стра тегии - обеспечить стабильное социально-экономическое и территориальное развитие, при котором численность населения, объемы жилищного строительства увязаны с темпами создания рабочих мест в инновационно-технологическом комплексе города. Цель определяет и приоритеты развития. Это создание новых рабочих мест, развитие внешних транспортных связей, взвешенная политика в сфере жилищного строительства, комплексное развитие социальной инфраструктуры.
- Сейчас уже ясно, что Зеленограду удалось сохранить себя в качестве  центра российской микроэлектроняки и других инновационных направлений в промышленности. Как удалось этого добиться?
 - Кардинальные изменения политического курса страны в 90-е годы  явились серьезнейшим испытанием для Зеленоградского научно-производственного комплекса электроники. Был заморожен крупномасштабный проект строительства Центра информатики и электроники, согласно которому предполагалось построить и Зеленограде ряд новых НИИ, КБ и заводов, а также реконструировать действующие.
 Системообразующие связи между предприятиями были утеряны, централизованное финансирование прекратилось, государственный курс на  сокращение расходов на оборону лишил промышленность гарантированного портфеля заказов, а ведь в прежние годы он достигал порой 100 процентов, большинство предприятий были режимными, так называемыми почтовыми ящиками. Резко сократились объемы производства и научных разработок. Следствием стал массовый отток научных работников, специалистов, квалифицированных рабочих. Думаю, тогда было пережито немало личных трагедий, да и для города в целом это было весьма драматично,
Годами формировавшаяся мощная материально-техническая база и инфраструктура зеленоградского научно-промышленного комплекса обернулись избыточностью при сократившихся объемах производства, значительными накладными затратами на поддержание в работоспособном состоянии зданий, сооружений, инженерных сетей.  Отсутствие собственных финансовых средств, а также внешнего  финансирования на закупку нового технологического оборудования привело к моральному и физическому старению основных фондов предприятий, сделало невозможным освоение современных изделий электронной техники нового поколения, востребованного внутренним и внешним рынком.
 В результате этого к середине 90-х годов объем производства и научных  услуг зеленоградских предприятий электроники упал по сравнению с докризисным 1991 годом вдвое, численность работающих сократилась в 3 раза. Прекратился серийный выпуск микросхем, были полностью заморожены разработки специального технологического оборудования, сократился объем научных исследований. У большинства предприятий образовалась огромная задолженность по платежам в бюджеты Москвы и Российской Федерации, в социальный фонд, по расчетам за энергоресурсы, по выплате зарплаты работающим. Казалось, зеленоградская промышленность угасала, на глазах уходила в глубокий анабиоз.
 Но даже в этот трудный период научные организации и промышленные  предприятия города были вынуждены в условиях дефицита ресурсов самостоятельно искать пути сохранения своего потенциала, пути выхода на рынок товаров и услуг.
 Вместе с тем руководством Москвы и Зеленограда в течение этого  сложного периода предпринимались различные меры содействия и помощи предприятиям. Юрий Михайлович Лужков не раз приезжал к нам в это время, знакомился с положением дел, посещал зеленоградские предприятия, беседовал с директорами. И поддержка мэра была не только моральной.  В 1992 году предприятиям города из бюджета Москвы были  предоставлены кредиты для пополнения оборотных средств. А в 1995 году правительство Москвы вновь выделило средства, на этот раз для возмещения задолженности предприятий по платежам за энергоносители. В 1996 году была предоставлена отсрочка по платежам в бюджет и списаны пени, по линии фонда занятости населения выделены средства на создание новых рабочих мест. В 1997 году ряд наших предприятий получил инвестиционный налоговый кредит Министерства финансов России в сумме 60 миллиардов неденоминированных рублей.  Все эти меры способствовали оздоровлению экономики. Существенную  роль в этом процессе сыграло образование в 1997 году особой зоны на базе  предприятий электроники, которым предоставлялась льгота по налогу на  прибыль (в части городской составляющей), они освобождались от налога на имущество и налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы.
 Казалось бы, меры и не такие уж кардинальные, но они дали передышку,  способствовали выводу из кризиса электронной промышленности. Это позволило не только остановить спад производства и добиться стабилизации, но и обеспечить, начиная с конца 90-х годов, значительный рост экономических показателей. При этом ежегодно прирост платежей в бюджет и отчислений во внебюджетные фонды заметно превышал объем предоставленных льгот.
 В 2002 году законом города Москвы была утверждена долгосрочная Городская целевая программа развития территориальной единицы с особым  статусом «Особая экономическая зона «Зеленоград» на 2002-2006 гг.», в рамках которой правительство Москвы принимало долевое участие в финансировании проектов НИОКР и инвестиционных проектов, направленных на развитие электронной промышленности Зеленограда, разработку и организацию производства электронных устройств и приборов для нужд города Москвы. Принятие этой программы позволило оказать предприятиям не только финансовую, но и организационную и правовую помощь. Надеюсь, вы понимаете, что сдвинуть столь серьезный проект без понимания и поддержки мэра нам было бы, наверное, не под силу. В этом опять проявилась стратегия Лужкова, его созидательное чутье и соответствие вызовам современности.  В настоящее время научные организации и промышленные предприятия  Зеленограда в целом преодолели кризисную ситуацию, сохранили основной профиль производства - микроэлектронику, выпуская почти 80 процентов интегральных схем, производящихся в России, осуществляют разработки высоких технологий в области нанотехнологии, микромеханики, оптоэлектроники, интеллектуальных систем технического зрения.
  - В 2007 году должна быть принята Федеральная целевая  программа «Национальная технологическая база» с подпрограммой   «Электронная компонентная база», которая напрямую касается развития города. Как это может изменить облик Зеленограда? Рассчитываете ли вы при этом на существенный приток инвестиций российских и  западных инвесторов?
 - Принятие программы  положительно скажется па развитии отечественной микроэлектроники и соответственно на инновационном развитии предприятий Зеленограда. Ее реализация немыслима без создания новых современных производств, на несколько технологических уровней превышающих существующие. Это в свою очередь потребует значительного (не менее 1 миллиарда долларов) привлечения инвестиций. Кроме того, придется решать вопросы повышения качества подготовки кадров для этих производств, их закрепления.   В то же время хочу обратить внимание на следующий момент. Эффект  от реализации программы может быть достигнут лишь в том случае, если государство одновременно обратит пристальное внимание и на развитие радиоэлектронной промышленности и смежных с ней отраслей. Плюс необходим гарантированный заказ на изделия микроэлектроники.  Поэтому на повестке дня в качестве первоочередных должны стоять вопросы взаимоотношения государства и бизнеса па принципах  государственно-частного партнерства. При этом государству должна отводиться важнейшая роль в поддержании и развитии национальной электронной компонентной базы, в обеспечении гарантированного рынка государственных закупок, в решении задачи обеспечения электронной промышленности высококвалифицированными кадрами, а на частный бизнес должна возлагаться ответственность за определение номенклатуры продукции и за успех коммерческих проектов, как на внутреннем, так и на мировом рынках.
 - Недавно в Зеленограде по решению правительства Москвы  прошла 1-я региональная научно-методическая конференция на тему бизнес-инкубирования. Очевидно, это новое для России  направление может стать для города еще одной составляющей развития?
- Да, безусловно. Увеличение количества малых предприятий и соответственно рост налоговых поступлений, создание новых рабочих мест - задачи, актуальные на самом трудном, начальном этапе функционирования. Оценивая роль малого бизнеса в экономике округа, мы рассчитываем вести  активную работу в данном направлении. Следует отметить, что Зеленоград уже имеет значительный опыт «выращивания» малых предприятий в  условиях бизнес-инкубатора.  С 1991 года успешно действует бизнес-инкубатор, созданный в рамках  Зеленоградского научно-технологического парка МИЭТ.
 В 2006 г. Москва, как один из субъектов РФ, приняла участие в конкурсе  по созданию и развитию инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства (бизнес-инкубаторов), который проводит Министерство экономического развития и торговли РФ.
 По итогам конкурса в Москве при участии федерального и городского  бюджета создаются два бизнес-инкубатора - один из них в Северо-Западном округе, второй - у нас. В настоящее время ведется строительство здания Центра развития предпринимательства ЗелАО, где на шести из двенадцати этажей разместится бизнес-инкубатор (его общая площадь превысит 3 тыс. кв. м). Более 90 процентов помещений на этих шести этажах планируем отдать в аренду начинающим малым предприятиям, работающим в сфере наукоемких технологий.  На нижних .этажах будут размещаться организации инфраструктуры  поддержки предпринимательства, там будут оборудованы переговорные комнаты, учебные классы, конференц-зал, которыми смогут пользоваться предприятия-арендаторы бизнес -инкубатора.  Малые предприятия будут размешаться на площадях бизнес-инкубатора  на условиях льготной аренды в течение трех лет. Это позволит обеспечить доступ в инкубатор другим начинающим предпринимателям. При этом «выпускники» инкубатора смогут пользоваться консультационными и другими услугами и инфраструктурой поддержки бизнеса и в дальнейшем. В рамках проекта создания в Зеленограде особой экономической зоны технико-внедренческого типа в ближайшие годы планируется создать в округе еще один бизнес-инкубатор площадью 8 тысяч квадратных метров в МИЭТ.
- Анатолий Николаевич, Зеленоград является экспериментальной площадкой многих полезных начинаний. Что из того, что в дальнейшем может быть распространено на всю Москву, проходит испытание в округе сейчас?
 - Сегодня идет внедрение IT-технологий в здравоохранении с целью повышения  общего уровня управленческого учета. В 2005 году в Зеленограде начата реализация проекта «Электронная поликлиника». Создается локально-вычислительная сеть и соотвстствующие оборудованные рабочие места терапевтов, сотрудников лабораторий, регистратуры, главного врача для информационного сопровождения лечебных действий, автоматизированной подготовки статистической отчетности, ведения больничных листов, электронных историй болезни, решения административных вопросов, диспетчирования и оперативного отображения данных по заболеваемости.  Не обойдена вниманием зеленоградских интеграторов и сфера образования. С конца 2005 года при поддержке АФК «Система» в Зеленограде дан старт проекту «Электронная школа». В его рамках, например, в трех средних учебных заведениях установлены сенсорные доски с широкими мультимедийными возможностями.  В ходе длительной работы на базе московской волоконно-оптической сети в Зеленограде сформирована современная информационно-телекоммуникационная инфраструктура, охватывающая все жилые здания, предприятия и учреждения округа. У нас создана и успешно развивается крупнейшая в Москве городская информационная сеть, предоставляющая жителям ЗелАО возможность неограниченного доступа к порталу префектуры, сайтам управ районов, окружным информационным ресурсам. На ее основе в округе формируется автоматизированная система диспетчерского контроля и управления. Она охватывает жилые здания и объекты социального назначения, которые оборудуются системами мониторинга лифтового оборудования, приборами учета тепла, расходомерами холодной и горячей воды, датчиками температуры, давления, охранной и пожарной сигнализацией, а подвальные помещения - еще и датчиками затопления. Разветвленная      оптико-волоконная      сеть позволяет также развиваться широкополосному цифровому телевидению.

 Высокая степень оснащенности жилых домов оптико-волоконным и линиями связи  способствует также повсеместному внедрению системы видеонаблюдения за подъездами жилых домов. Создан Центр безопасности, в который поступает информация с 9 видеокамер контроля за внутридворовыми территориями и 232 видеокамеры контроля за подъездами жилых домов. Смонтированы и подготовлены к пуску 23 системы экстренной связи жителей с территориальными ОВД. Важнейшим инструментом обработки информации является геоинформационная система (ГИС). Наглядная локализация самых равных данных на электронной карте позволяет чиновникам принимать правильные управленческие решения. Например, через ГИС удобно анализировать, где и сколько зеленоградцев заболели или получили травмы, где случились пожары, аварии на теплотрассах или в подвалах, произошли правонарушения, какая температура в жилых домах, автобусах, какой пассажиропоток на различных маршрутах.  ГИС также дает возможность осуществлять мониторинг основных показателей  эффективности бизнеса. С помощью геоинформационного анализа территории субъекты предпринимательства могут принимать обоснованные маркетинговые решения при выборе места для кафе, спортклуба или химчистки. ГИС может аккумулировать любые важные для инвесторов сведения - число проведенных IРО, количество патентов, объем экспорта, инновационную активность в той или иной части округа. Благодаря созданной в округе геоинформационной системе администрация технико-внедренческой зоны «Зеленоград» получает уже готовый испытанный инструмент для анализа точек роста и развития социальной инфраструктуры.
   - Есть ли гарантия, что все внедряемые новинки и новшества окупят себя, а не превратятся в модную дорогостоящую игрушку?
 - В  послании Федеральному Собранию страны этого года президент России среди  приоритетов    социально-экономического    развития    выделил    задачу    придания
экономике    инновационного    качества.    Внедряемые    в    округе    современные
технические решения и информационные технологии - это и государственный
заказ и стимулирование инновационной активности наших предприятий. Еще один
важный момент связан с тем, что благодаря современным техническим решениям и
информационным технологиям предприятия получают возможность использовать
электронные ресурсы и сети для презентации имеющихся у них разработок, поиска
инвестиций, популяризации достижений высоких технологий среди широких кругов
населения округа.  Информатизация становится таким же важным инвестиционным городским  проектом, как например, строительство коммерческого жилья с долей города. Инвестиционная составляющая - это виртуальная витрина зеленоградских магазинов, предприятий общественного питания и сферы услуг с информацией об ассортименте, режиме работы, с системой электронных книг отзывов. С другой стороны, эти ресурсы нужны для активизации привлечения капиталовложений. С этой целью формируются базы данных по инвестиционным проектам. И я считаю, что обширные планы по внедрению информационных технологий, частично уже реализованные, частично готовящиеся к воплощению, станут одним из факторов, способствующих привлечению высоко технологичных компаний к размещению их производств в особой экономической зоне «Зеленоград». А они в свою очередь могут дать нашей префектуре новые идеи по совершенствованию информатизации всех сторон жизни округа.
-  Как руководству округа удается обеспечить приоритет развития  высокотехнологичного производственного малого бизнеса перед другими видами малого предпринимательства?
-  В самом деле доля научно производственного бизнеса среди малых предприятий Зеленограда составляет нынче не менее 25 процентов. В прежние годы этот показатель не превышал и 10 процентов. Сегодня он продолжает расти в первую очередь за счет того, что успешные предприятия укрупняются, выделяют из своего состава отдельные производства и непрофильные виды деятельности, создавая новые хозяйствующие субъекты.  Корни наших успехов - в традициях города, в его истории. Первые малые  предприятия у нас и в городе, как и по всей России, появились на рубеже 80 - 90-х. Тогда в условиях дефицитной экономики самой высокорентабельной отраслью была торговля. Но у нас этот процесс шел несколько по-другому. От больших предприятий и научно-производственных объединений отделялись небольшие коллективы, которые что-то делали в сфере, близкой к деятельности основного предприятия: наладку, сервис, производство комплектующих, создание программного обеспечение. Зачастую потребителями их продукции и услуг оставались те же самые «большие» предприятия хай-тека, из которых вышли коллективы этих малых предприятий. При этом не происходило потери квалификации, деградации технических специалистов, что было бы неизбежно, если бы они просто ушли в сферу торговли и бытовых услуг. Зеленоград даже в самые суровые годы бурных экономических преобразований продолжал держать марку технограда, высокотехнологичного города-спутника Москвы. Задача же префектуры заключалась в том, чтобы помочь этим субъектам малого бизнеса поддерживать  минимальный уровень рентабельности  с тем, чтобы их сотрудники не пополняли  собой контингент торгующих на Крюковском рынке. В этом нам помогал действовавший с 1997 по 2003 год закон города Москвы о территориально-промышленной зоне с особым статусом на территории Зеленограда. Он позволял научно-производственным малым предприятиям получать преференции по местным налогам и направлять сэкономленные таким образом средства на развитие собственного бизнеса. Кроме того, в округе и сама система поддержки малого бизнеса управляется выходцами из научно-технических школ, которые стремятся приложить свои знания для развития высокотехнологических производств и внедрения информационных технологий. Свидетельство тому - первый в стране бизнес-инкубатор, созданный на заре экономических реформ на базе института электронной техники. Один из первых российских технопарков, на площадях которого разместилось до 40 предприятий научно-технической и производственной направленности, начал функционировать в Зеленограде еще в 1998 году. Здесь они смогли получить не только производственные стенные и офисные помещения со всей необходимой инфраструктурой, но и комплекс консалтинго-маркетинговых, транспортных и юридических услуг, предоставляемых по льготным ценам.  Несмотря на масштабные проекты, связанные с технико-внедренческой  экономической зоной, мы и сегодня не забываем о наших высокотехнологических «малышах». В округе в данный момент реализуется проект строительства специальной «территории малого предпринимательства». На 12 гектарах бросовых земель (бывшая территория станции аэрации Мосводоканала, ставшие ненужными очистные сооружения), которые мы убедили столичное руководство передать под развитие в округе малого бизнеса, строится 100 тысяч квадратных метров производственных и лабораторных площадей. Предполагается, что здесь будет создано более 5 тысяч новых рабочих мест
Владимир СТУКАЛОВ
 

Новости Москвы