Учредитель: Префектура ЗелАО г. Москвы Учредитель: Префектура ЗелАО г. Москвы

И.ПОКРОВСКИЙ. О ГОРОДЕ И О СЕБЕ

Лента новостейВСЕ »
Мероприятия скоро!
Сентябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
5

Мероприятия 5 сентября

Закрыть
6

Мероприятия 6 сентября

Закрыть
7

Мероприятия 7 сентября

Закрыть
8

Мероприятия 8 сентября

Закрыть
9

Мероприятия 9 сентября

Закрыть
11
12

Мероприятия 12 сентября

Закрыть
15
Закрыть
18
20
22

Мероприятия 22 сентября

Закрыть
25
26

Архив мероприятий »
Будущие мероприятия »

План мероприятий префектуры »

Культурологи признают архитектуру наиболее сжатым выражением национального духа и общественных представлений о мироздании. Историки знают, что творения зодчих живут много дольше живописных или музыкальных текстов. Многим работам И.Покровского (таким, например, как ансамбль площади Юности) недолгая жизнь была уготована самим Мастером – он-то прекрасно понимал, что четырёхэтажные (и по-своему уникальные!) «хрущёвки» не шагнут через столетия. Радовался, что для людей можно и нужно будет возвести дома получше. Взгляды Игоря Александровича на архитектуру и жизнь прекрасно изложены им самим в давнишнем неизвестном интервью, сбережённом М.АЛФЁРОВОЙ. Скажу о другом. Эпоха борьбы с «архитектурными излишествами» породила массу объектов формального, бездушного конструктивизма.

На их фоне располагавший насильственно обеднённой палитрой изобразительных средств ПОКРОВСКИЙ остался глубоким традиционалистом. Его градостроительные решения уходят корнями в древность малоросских и среднерусских городов – таких как Владимир, Новгород, Киев. Две главные городские площади (одна с детинцем, другая с квазисобором) соединяются центральной «гостевой», торговой улицей. Донжон (роль которого выполняет «шпиль»), речной берег у «княжего града», посад («Ангстрем») – элементы архетипической городской структуры. Не каждому из малых городов России повезло так, как подфартило Зеленограду с его главным зодчим. Думается, покойный архитектор заслужил мемориальную доску. Она напоминала бы новым поколениям горожан о создателе пространства их жизни.

 - Когда и как вы появились в Зеленограде?

- В 1963 году, совершенно неожиданным для себя образом. В то время я работал во 2-м Моспроекте. Мастерская создалась из молодых ребят, победивших в конкурсе проектов Дворца пионеров на Ленинских горах. Дворец получился, по всеобщему мнению, достаточно удачный. Мастерская занималась массой объектов. Поскольку Зеленоград попал в поле деятельности 2-го Моспроекта, мы приняли участие в конкурсе на проект научного центра Южной промышленной зоны – то, что сейчас называют «клюшка-шайба». Мой проект сочли лучшим. Как в поговорке: «Коготок завяз - всей птичке пропасть» случилась моя первая встреча с Зеленоградом. Потом началось строительство города. Все знают историю - первоначально Зеленоград замышлялся как город-спутник Москвы. Думали, что название связано с полетом спутника. (В то время космос был на слуху, на языке, волновал всех.) А на самом деле просто «спутник» - градостроительный термин. Перевод слова «сателлит». Многие страны пытались решить проблему расселения мегаполисов таким образом, создавая города-спальни.

Первоначальный замысел города был решен архитектором Игорем Евгеньевичем Рожиным. Но по ряду причин он ушел, а я со своей мастерской приехал сюда в качестве руководителя. В то время можно было выбрать действительно хороших сильных ребят-архитекторов, потому что все ехали «за квартиру». Хотя первоначально 2 «Икаруса» возили более 200 проектировщиков из Москвы на работу и обратно. Очень активно работали Анатолий Васильевич Климочкин, Дима Лисичкин. Многие и сейчас работают: Лариса Григорьевна Медагина, Вячеслав Валерьянович Кувырдин (его все в городе знают из-за седой бороды - личность запоминающаяся). Люди росли и уходили. Сейчас кто работает директором, кто руководителем мастерской в Москве.

После выхода постановления «О развитии электроники» генплан существенно изменился, расширился, но принципиальное устройство сохранилось. Структура города очень проста. На месте первоначального жилого ядра был спортивный аэродром. Пустошь. В 1, 2, 3-м  микрорайонах лесов нет. В 4-м есть небольшая естественная рощица. Тамошняя зелень – посадки. Южная промышленная зона требовала особой чистоты воздушного бассейна, исходя из специфики электронного производства. Северная зона – машиностроение, частично коммунальные службы, ПОК и т.д. Восточная зона именно коммунальная. Вот и вся схема, которую мы впоследствии пытались удерживать. Пытались, потому что неоднократно появлялись постановления ЦК КПСС и Совмина «О дальнейшем развитии и…» Указывались новые площади для строительства предприятий электронной промышленности и, соответственно, строились жилые дома.

- Я вспоминаю фильм «Взрослые дети». Молодые архитекторы планировали как раз город-спутник из стекла и бетона. У вас тоже были какие-то мечты?

- Журналистская формула: ах, город будущего из стекла и бетона! Этакой город Компанеллы. И мы об этом думали, но думали рационально, потому что почти никому не приходилось строить не здания поочерёдно, а сразу город. Мне многие говорят - завидуем, что тебе удалось поработать над такой редкой задачей. Дело чем осложнялось? Придумать мы могли, конечно, многое. Талантливых ребят, эскизов, макетов и всего прочего - масса. Но строить-то из чего? 70% домостроений типовые! Мы решили поэтому максимально использовать природу.

Строчная застройка может быть очень надоедливой. В 1-м мкрн, чтобы хоть как-то разнообразить среду, ставили кирпичные башни. Впоследствии появились 9-этажные дома и 14-этажные башни. Важно было не испортить ключевые места, которые давали бы городу индивидуальное обличие, на чем мог бы в дальнейшем строиться патриотизм горожан. Мало-помалу выстроили такие объекты, начиная с площади Юности и общегородского центра. Он, кстати, так и не стал полноценным форумом, потому что не достроен. Мы 20 лет смотрим на «высотку» и слушаем басни о том, что там что-то покосилось и развалилось.

Когда появился ДК, площадь ожила. Собирается много народу, в праздники более 20 тысяч. Появился универмаг - со всех сторон пошли людские дорожки. Должен появиться супермаркет, еще целый ряд сооружений, которые сделают это пространство по-настоящему городским центром.

И ещё. Я помню, какими страшными выглядели 1, 2, 3, 4-й микрорайоны. А теперь они утонули в деревьях, высаженных по нашим проектам. Благоустройство делалось как надо. Вспоминаю разговор в автобусе с одной девушкой. Когда повернули на Московский проспект, она сказала: «Как? Это город? Это курорт». Запомнилось. Сейчас самое главное - не наделать ошибок при реконструкции. Чтобы город не потерял своих хороших качеств. Критики мы слышим выше головы. Это закономерно. Что бы архитектор ни строил – всегда будет критика.

- Что возникло первым: название города или решение где-то оставить максимально лес, а где-то создать аллеи и парки?

- Как строится город? Прежде всего территориальное зонирование, изучение биографии и т.д. Одновременно функциональное зонирование: где жилые районы делать, где промышленные. Продумываешь коммунальные и транспортные связи. Должна быть нарисована карта. Затем уже стройка. Нам выбирать не приходилось. Индивидуальный дом построили только один - «Флейту». Он был в концепции городского центра. Если бы центр был построен со всеми задуманными мостами, подземными гаражами, гостиницей, бассейном и всем прочим, то и «Флейта» еще больше проявилась бы. Хотя и сейчас, когда смотришь на панораму города, фасад «Флейты» работает. Показывает, что здесь уже что-то произошло и нужно индивидуальными домами решать всю зону. А проект был очень интересным, он даже во многие зарубежные учебники вошел.

- Кто проектировал «Флейту»?

- Феликс Новиков, лауреат Государственной премии, и Григорий Ефимович Саевич. Я тоже принимал участие.

- Название придумали сами проектировщики или жители?

- История анекдотическая. Феликс – мужик остроумный. Поскольку дом висит в воздухе, поскольку сверху клапаны, а флейта романтический многозначный предмет, то во всех штампах и чертежах он стал писать «дом-флейта». Это перешло к строителям, а от них к горожанам. Был у нас и «трамвай». Корпус «Элиона», длинный, идущий со стороны монумента.

В целом многое приходилось делать предельно просто. Потом ежегодно менялись и улучшались типы домов. Сейчас появились дома с 2-уровневыми квартирами, 25-этажные здания. Качество жизни, конечно, стало совсем другим.

А.БЕЛКОВСКИЙ