ВЫСТУПЛЕНИЕ С.И.ЛЯНГАСОВА

Лента новостейВСЕ »
Мероприятия скоро!
Декабрь 2016
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
11

Мероприятия 11 декабря

Закрыть
22
26

Мероприятия 26 декабря

Закрыть

Архив мероприятий »
Будущие мероприятия »

План мероприятий префектуры »

Экономика деятельности общественных организаций

Лянгасов Сергей Иванович
Выступление на коллегии префекта в Зеленоградском АО г. Москвы 06.10.06
 
Позволю напомнить, что достижения современной науки дают представление об организации, как социальном организме, отвечающем на вызовы с помощью социальных инструментов и других образцов организационной культуры, что позволяет раскрыть структуру, функции, принципы работы социального механизма организации, а также выйти на новое понимание социального управления.[i]
 
Такое определение призывает нас бережно относиться к каждой общественной организации, как к живому организму.
 
Общие особенности социальных организаций, независимо от их происхождения и видов представлены на слайде 2:
 
Социальные организации
 
Социальная организация - это относительно устойчивая социальная целостность (социальная общность), проявляющая разумное поведение подобно живому организму. При этом устойчивость организации проявляется в способности сохранять свои жизненные культурные ценности несмотря на вызовы, а разумное поведение проявляется вспособности адекватно отвечать на вызовы.
 
Особенности
 
1. Целостность и устойчивость.
2. Наличие организационной культуры.
3. Регламентированное поведение и деятельность членов организации.
4. Способность к развитию.
5. Способность выявлять и удовлетворять свои потребности, или способность выявлять и решать социальные проблемы, или способность отвечать на вызовы.
 
 
Слайд 2. Особенности социальных организаций.
 
Системность в деятельности любой организации появляется тогда, когда она начинает вести проектную деятельность, т.е. отсутствие системности очень легко «лечится»: просто надо начать выполнять проекты, поэтому таким важным становится управление и реконфигурация проектов, о чем сегодня уже выступающие говорили. Сразу же появляются критерии эффективности, цели и задачи, структура взаимодействующих элементов, что представлено на слайде 3.
 
Проектная деятельность общественных организаций
 
• Проблема
• Цели
• Социально значимые задачи
• Методы и способы решения
• Смета проекта (нормативные документы, учет привлеченных средств, статьи расходов)
• Кадровое обеспечение проекта
• Критерии оценки качества выполнения и результативности проекта
 
Оцениваемые объекты (параметры)
Количество параметров оценки
Количество баллов
Потенциал команды, реализующий проект
10
30
Качество содержания материалов и разработки идеи проекта
15
45
Условия, обеспечивающие реализацию проекта
4
25
 
Слайд 3. Особенности социальных организаций.
 
Путем влияния на параметры качества осуществляется управление проектами.
 
За экономику деятельности общественной организации «отвечает» смета проекта (бюджет проекта), представленная на слайде 4.
 
 
Статьи расходов сметы (бюджета проекта)
 
оплата труда как штатных, так и привлеченных специалистов,
стоимостная оценка волонтерского труда,
использование помещений и коммунальных услуг,
использование офисного оборудования,
инвентарь и другие материально-технические средства,
расходные материалы,
расходы на командировки,
услуги связи,
транспортные расходы,
информационные расходы,
типографские расходы,
расходы на организацию питания,
оплата услуг банка и др.
 
Слайд 4. Смета проекта.
 
Поня тно что без знания этих вопросов, грамотного проекта не сделать. Поверьте нашему опыту, а мы за четыре года своего существования выполнили самостоятельно десять и участвовали в шести совместных успешных проектах, все эти факторы приходилось учитывать. А для этого нужны экономически подготовленные специалисты. Конечно, и их обязательно надо привлекать в проект и оплачивать их труд. И такие специалисты есть, и один такой специалист может обслуживать несколько проектов одновременно. Идея эта не нова, она давно используется в бизнесе и называется аутсорсингом, когда не профильные для основного бизнеса направления передаются сторонним специалистам или фирмам, которые на этом специализируются: это и юридические вопросы, и бухгалтерский учет, и информационное обслуживание. Бизнес давно уже понял выгоду от такого разделения труда. Это позволяет не распылять силы, а сосредоточиться на главной бизнес-идее и быстрее ее осуществить, чтобы успеть оторваться от конкурентов.

Почему то, что доказало свою эффективность в бизнесе, не может быть использовано в некоммерческом секторе? Может и еще как может!

Основной тезис моего выступления заключается в том, что общественные (неправительственные) организации (НПО) ведут такую же экономическую деятельность, как и бизнес, хотя и называются некоммерческими (НКО).
 
В Общероссийском классификаторе продукции по видам экономической деятельности (ОКПОД) совершенно четко выделен раздел «91. Услуги общественных организаций». В чем же различие. Различие в целях: главная цель бизнеса - это получение прибыли, в общественном секторе - решение социально значимых задач. Второе различие в клиентах: бизнес ориентирован на платежеспособных клиентов, общественные организации в основном оказывают услуги неплатежеспособным категориям граждан. Третье различие заключается в том, что НКО создают некоммерческий продукт, от потребления которого и возникает социальный эффект (см. слайд 5).
 
Слайд 5. Основное различие между бизнесом и НКО.
 
А во всем остальном очень много совпадений. Как и в бизнесе в общественной организации существует лидер, только в бизнесе он называется предпринимателем. Привлечение денежных средств для решения задач НКО называется фандрайзингом, а в бизнесе это поиск инвестиций. Точно так же как и НКО, бизнес нуждается в поддержке государства, и он ее получает и т.д.
 
Кроме того, НКО очень часто действуют в режиме «виртуального предприятия», когда для выполнения какого-либо проекта привлекаются специалисты из различных сторонних организаций. Упрощенная схема такого виртуального предприятия представлена на слайде 6.
 
Слайд 6. Виртуальное предприятие.
 
В экономике эффективность инвестиций принято считать в зависимости от полученной прибыли. Вся система экономических показателей эффективности построена на прибыли. У некоммерческих организаций нет прибыли. Собственно говоря, этим они и отличаются от коммерческих, т.к. все заработанные средства идут на решение уставных задач. Тогда как посчитать эффективность инвестиций в социальную сферу? Чем ее померить?
 
Есть всего один показатель, который не зависит от прибыли. Это доля инвестиций в общей стоимости проекта. Для бизнес-проектов эта доля, как правило, от 40% и выше. А если мы говорим о венчурных схемах, так там вообще 100%-е инвестиционное покрытие стоимости проекта. А теперь давайте посмотрим на таблицу (слайд 7), составленную по тем проектам, которые мы выполняли сами или в которых участвовали:
 
п/п
Название проекта
Бюджетные средства
Собственные средства
(инвестиции)
Привлеченные средства
Общая стоимость проекта
Доля бюджетных средств
1
II Зеленоградская WEB-Олимпиада, 2002 г
75 500 руб
30 000 руб
744 000 руб
849 500 руб
8,8%
2
Проект «Связь поколений», 2003 г.
69 000 руб
24 000 руб
108 000 руб
441 000 руб
34%
3
Проект «Компьютерная грамотность для ветеранов войны и труда», 2004 г.
81 000 руб
12 000 руб
147 000 руб
240 000 руб
33%
4
Летняя школа «Социальная информатика 2004»
0
15 000 руб
39 000 руб
54 000 руб
0%
5
Летняя школа «Социальная информатика 2005»
0
9 000 руб
81 000 руб
90 000 руб
0%
6
Летняя школа «Социальная информатика 2006»
0
2 340 руб
31 480 руб
33 820 руб
0%
 
Слайд 7. Доля бюджетных средств в общей стоимости проектов.
 
Вывод простой, бюджетные деньги, вложенные в социальные проекты, возвращаются с лихвой. Заметим, что это без учета социального эффекта, т.е. чисто в стоимостном выражении. Бюджетные средства необходимы, как некий импульс для старта проекта, как признание его значимости.
 
Некоторая сложность возникает при оценке труда добровольцев и безвозмездных услуг. Например, чаще всего публикации и эфирные материалы, посвященные конкретным социальным проектам, размещаются на безвозмездной основе. Кроме того, они могут быть размещены за счет средств партнеров - исполнителей проекта. Безусловно, это самостоятельная, причем весьма существенная статья привлеченных средств. Но надо хорошо усвоить одну простую истину, если Вам что-то досталось бесплатно, значит, это оплатил кто-то за Вас, и это обязательно надо учесть в Вашем проекте, хотя бы по средним для данной территории действующим расценкам. Иначе реальная стоимость проекта будет недооценена и занижена.
 
Стоимость услуг НКО на 15-20% ниже стоимости аналогичных услуг коммерческих организаций, т.к. в смету не закладывается прибыль, которая, как уже было сказано, просто отсутствует в НКО. Это легко видно на нашем примере создания сайтов для муниципальных образований, наше предложение было существенно выгоднее, а по функциональности полнее аналогичных предложений различных ООО и ЗАО. Поэтому сейчас официальные сайты 3-х муниципалитетов из 5-и в нашем округе и 2-х муниципалитетов в Москве обслуживаются нашей организацией. К тому же нам удалось предложить типовое решение, которое легко тиражируется не только на остальные округа в Москве, но может быть предложено и регионам. Это еще говорит и о том, что в информационной сфере некоммерческие организации могут успешно конкурировать с бизнесом. Очень часто НКО предлагают просто уникальные услуги. Например, компьютерная грамотность для ветеранов войны и труда. Эта уникальная услуга, поддержанная управой Панфиловского района, уже третий год существует в Зеленограде. В Москве подобных услуг пока никто не оказывает.
 
Отметим, что наличие нулей в таблице говорит как раз о том, что данный показатель не отражает всей полноты картины, происходящей при выполнении социальных проектов. На самом деле приходится расходовать и учитывать не только экономический капитал, разновидностью которого являются финансы (деньги), но и еще 7 разновидностей капитала, что представлено на слайде 8.
 
 
Разновидности капиталов
 
· экономический (разновидностью которого является финансовый);
· физический;
· культурный;
· человеческий;
· социальный;
· административный;
· политический;
· информационный;
 
КАПИТАЛ - это накапливаемый ресурс, который включен в процессы воспроизводства и возрастания стоимости путем взаимной конвертации своих разнообразных видов
 
 
Слайд 8. Виды капитала.
 
А это как раз напрямую влияет на тот самый социальный эффект, который традиционно принято измерять в «охватах» и «этапах». Понятно, что для измерения социального эффекта нужны более тонкие инструменты. Если мы говорим, что повышаем «качество жизни», то должны помнить, что этот показатель имеет 44 параметра. И здесь опять поможет проектная деятельность, т.к. социальный эффект можно увязать с качеством проекта, о чем уже говорилось ранее.
 
Хотелось бы поддержать мысль, прозвучавшую в основном докладе.
Актуальным представляется создание ассоциаций общественных организаций не только по направлениям, а вообще ассоциации или содружества общественных организаций округа, и главным направлением деятельности такой ассоциации должно стать формирование источников внебюджетного финансирования для выполнения социально-значимых проектов.
В заключение хочу заметить, что каждый социальный проект – это реализованная социальная технология. Технологии не бывают бесплатными. Технологии денег стоят. Тем более если речь идет об их тиражировании или распространении. Появилось даже понятие «коммерциализация социальных проектов». Крайне важно доводить проекты до этой стадии – это источник дохода общественной организации. С этой точки зрения каждая общественная организация должна четко осознавать, сколько на самом деле стоит тот продукт, который она создает.
 
 

[i] Франчук В.И. Общая теория социальных организаций.-М.:Изд.МГСУ «Союз»,2001;14,5