Сможет ли Россия стать центром инноваций? | Новости Зеленограда | Окружная электронная газета Зеленограда
Учредитель: Префектура ЗелАО г. Москвы Учредитель: Префектура ЗелАО г. Москвы

Сможет ли Россия стать центром инноваций?


«Прежде всего, нужно не создать что-либо,

А представить, обдумать, спланировать».

Никола Тесла

 

«Вы должны изучить правила.

И тогда вы будете играть лучше,

Чем кто-либо еще».

Альберт Эйнштейн

Сейчас трудно себе представить жизнь без электричества, интернета и всевозможных приборов и гаджетов, неразрывно с ними связанных. Кто бы захотел вернуться в XIX век, когда их не было? А в каменный век? Если бы кто и захотел, то ненадолго и то из любопытства. А теперь представьте,  что нас окружает, и как мы сейчас живем, будет скоро каменным веком для тех, кто идет за нами. И если не меняться вместе с окружением, то можно безнадежно отстать.

То, что вносит изменения в нашу жизнь, называется инновацией. Инновация (нововведение) определяется как использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного или иного характера. А те, кто разрабатывает и внедряет новшества, занимается инновационной деятельностью. Под инновационной деятельностью понимается использование результатов научных исследований, опытно-конструкторских разработок либо иных новшеств для создания нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, их распространение, а также предоставление связанных с этим образовательных, консультационных, финансовых и других видов услуг.

Те, кто ставит такую деятельность в приоритете, обладает несомненным конкурентным преимуществом – неважно, на государственном уровне, уровне частного предпринимателя или организации. Выигрывают все. И если частное лицо или компания отвечает только за самих себя, то ответственность государства гораздо больше. Как государство участвовало в поддержании инновационной деятельности раньше и как оно участвует сейчас?

По открытым данным Минфина России* в довоенной России в 1932-1937 гг. затраты бюджета СССР на научные и научно-исследовательские учреждения росли:

Такая же тенденция сохраняется и в отношения затрат на развития кадрового потенциала страны. Причем она сохраняется и в послевоенное время до наших дней.

Какие созданы условия для развития инновационной деятельности в России сегодня? Чтобы ответить на данный вопрос обратимся к документам и цифрам.

Прежде всего, политика государства отражается в его программах. На государственные программы ежегодно тратится из федерального бюджета около 70% средств. В 2016 году максимальные затраты государства связаны с двумя направлениями реализации программ – новое качество жизни (6 648,86 млрд. руб.) и инновационное развитие и модернизация экономики (2 159,35 млрд. руб.). Наиболее затратными статьями в направлении реализации государственных программ принадлежит программам «Развитие пенсионной системы» (3 125,66 млрд. руб.) и «Социальная поддержка граждан» (1 208,18 млрд. руб.). Это значит, что приоритетным направлением является социальная политика государства. На втором месте стоит инновационное развитие. В порядке убывания затраты в этом направлении распределяются следующим образом: «Развитие транспортной системы» (824,97 млрд. руб.), «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» (229,92 млрд. руб.), «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков» (218,09 млрд. руб.), «Космическая деятельность России» (192,41 млрд. руб.), «Развитие науки и технологий» (147,05 млрд. руб.). Сравним эти показатели за последние годы:

 

Приоритеты государственных программ в направлении их реализации «Новое качество жизни» сохраняется за последние четыре года (на первом месте – развитие пенсионной системы, на втором – социальная поддержка граждан). А вот приоритеты в направлении реализации государственных программ инновационного развития и модернизации экономики меняются:

Открытые данные говорят о приоритете решения задач развития транспортной системы и сельского хозяйства. Нарастает значимость развития промышленности и повышения ее конкурентоспособности по годам. Затраты на развитие космической деятельности, науки и технологий остаются практически неизменными, с небольшим перевесом поддержки космической отрасли. (Хотя за четыре года приоритеты финансирования государственных программ данного направления их реализации менялись, и в пятерку наиболее затратных программ попадали и другие).

Основой выполнения государственных программ являются стратегии государства. В области инновационной деятельности действует Стратегия инновационного развития России до 2020 года. Она относится к концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года и определяет место Стратегии в системе стратегического планирования РФ. Стратегия инновационного развития включает несколько областей развития секторов экономики:

        В стратегии для каждого сектора представлены основные показатели и целевые индикаторы реализации. Например, к основным показателям в промышленном секторе относится увеличение доли предприятий промышленного производства, осуществляющих технологические инновации, в общем количестве предприятий промышленного производства с 9,4 % в 2009 году до 40% в 2020 году, увеличение инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции с 4,9% (показатель 2010 года) до 25% в 2020 году. При этом произойдет повышение внутренних затрат на исследования и разработки  с 1,3% (2010 год) до 2,5-3% ВВП (2020 год). Отдельным показателем выполнения Стратегии является увеличение количества патентов, ежегодно регистрируемых физическими и юридическими лицами в патентных ведомствах Европейского союза, Соединенных Штатов Америки и Японии – с 63 патентов в 2009 году до 2 500 патентов в 2020 году. Кроме того, необходимо увеличить долю средств, получаемых за счет выполнения НИОКР, в структуре средств, поступающих в ведущие российские университеты за счет всех источников финансирования – с 15% до 25% (2010 и 2020 год соответственно).

В стратегии инновационного развития так же, как и прежде, особое внимание уделяется кадрам – формированию у них компетенций инновационной деятельности. Помимо образования подготовка кадрового резерва включает вовлечение молодежи в инновационную деятельность, обучение предпринимательству, формирование культуры инноваций и повышение престижа инновационной деятельности. Она также включает основные показатели и индикаторы исполнения. К показателям, среди прочих, в частности, относятся увеличение доли населения, участвующего в непрерывном образовании (за последние 12 месяцев), в числе опрошенных от 25 до 64 лет почти в 2 раза – с 30,8% (2010 год) до 55% (2020 год) и увеличение доли домашних хозяйств, имеющих доступ в Интернет с персонального компьютера, в общем числе домохозяйств с 34% до 95% соответственно.

Другим направлением реализации Стратегии является развитие инновационного бизнеса, которое включает развитие инновационной среды, объединение усилий бизнеса, науки и государства по реализации приоритетных направлений модернизации и технологического развития, содействие инновационному развитию секторов экономики, стимулирование инноваций на существующих предприятиях и поддержка создания новых инновационных компаний. За 10 лет с 2010 года по 2020 год должна увеличится добавленная стоимость инновационного сектора, в процентах к ВВП с 12,7% до 17%, повыситься коэффициент изобретательской активности по числу поданных в России отечественных патентных заявок на изобретения, в расчете на 10 тыс. чел. населения с 2 до 2,8. Также планируется увеличение доли организаций, осуществляющих технологические инновации, доли инновационных товаров, работ, услуг  и число лицензионных договоров более чем в 2 раза за тот же период. Совокупный уровень инновационной активности промышленного производства, осуществляющих технологические, организационные и (или) маркетинговые инновации, от общего количества организаций должен подняться почти в шесть раз – с 11% в 2010 году до 60% в 2020 году.

В Стратегию инновационного развития заложена эффективная наука, для которой характерна структурная модернизация сектора исследований и разработок, развитие негосударственного сектора НИОКР, эффективность государственных расходов в сфере науки, государственные приоритеты в области науки и технологий и снова кадровый потенциал – теперь уже научных кадров. Инновации коснуться не только реального сектора экономики и науки. Стратегия предусматривает и инновации в государственном и общественном секторе. Инновационное государство подразумевает инновации в инфраструктурных отраслях и социальной сфере, внедрение в системе государственного управления, в государственных закупках. Причем основные показатели и целевые индикаторы неукоснительно выполняются.

Для того чтобы система заработала, необходимо развитие инфраструктуры инноваций и механизмов финансовой поддержки инновационных проектов на всех стадиях их реализации. К целевым индикаторам относится увеличение малых инновационных предприятий (МИПов) за 10 лет (с 2010 до 2020 года), увеличение числа организаций-пользователей научным оборудованием федеральных центров коллективного пользования научным оборудованием в 1,4 раза за данный период.

Необходимо также участие организаций в мировой инновационной системе. В первую очередь, поддерживаются на внешних рынках российские высокотехнологичные компании, создаются высокотехнологичные производства и исследовательские центры международных компаний, активизируется научно-техническое сотрудничество.

К реализации Стратегии относят и развитие инноваций в привязке к территории – развитие инновационных кластеров и проведение инновационной политики на региональном уровне. К целевым индикаторам относится появление и увеличение до 15 единиц количества субъектов РФ, получивших федеральную поддержку за активное инвестирование в стимулирование инновационной деятельности и до 7 единиц количество инновационных кластеров, получивших федеральную поддержку после 2020 года и сумевших удвоить высокотехнологичный экспорт с момента такой поддержки. За время реализации Стратегии в части ее финансового обеспечения планируется сокращение бюджетных средств за 10 лет с 69% до 43% (с 2010 до 2020 года), увеличение внебюджетных средств почти в 2 раза, увеличение внутренних затрат и государственных расходов на образование – 1,1 – 1,4 % от ВВП. Предполагается, что, начиная с 2015 года, инновационное развитие обеспечит дополнительные 0,8% ежегодного экономического роста сверх инерционного сценария развития.

Кроме стратегии инновационного развития определена Стратегия научно-технологического развития РФ на период до 2030 года, в которой выявлены основные вызовы и ответы на них. Согласно Стратегии научно-технологическое развитие страны становится ключевым фактором развития России и обеспечивает ее способность эффективно отвечать на большие вызовы, на которые нельзя отреагировать только за счет увеличения ресурсов. Роль науки становится ключевой. Трансформация науки и технологий должна обеспечить независимость и конкурентоспособность страны за счет высокой результативности НИОКР, практического применения полученных результатов и формирование по отношению к другим государствам преимуществ в научно-технологической области и, как следствие, в социальной, культурной, образовательной и экономической областях.

В соответствии с Указом Президента РФ от 09.05.2017 № 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы" определяются цели, задачи Стратегии и меры по реализации внутренней и внешней политик РФ в сфере применения  информационных и коммуникационных технологий, направленные на развитие информационного общества, формирование национальной цифровой экономики, обеспечение национальных интересов и реализацию стратегических национальных интересов. По мнению международной компании McKinsey, работающей в сфере управленческого консалтинга, источником долгосрочного экономического роста станет именно цифровизация российской экономики. Потенциальный эффект для ВВП от цифровизации экономики к 2025 году оценивается в 4,1–8,9 трлн. рублей, что составит 19–34% общего увеличения ВВП.

К источникам прироста ВВП к 2025 году за счет цифровизации относится, в том числе, и повышение эффективности НИОКР и разработки продуктов с помощью быстрого прототипирования и контроля качества, анализа больших массивов данных при разработке и совершенствовании продуктов (0,2–0,5% ВВП). За 10 лет – с 2015 по 2025 год доля цифровой экономики в ВВП должна увеличится в три раза. Для сравнения с мировыми лидерами, в частности, с США, Россия отстает почти в 5 раз в 2011 году (в 2016 году доля цифровой экономики в ВВП России составляет в 2–3 раза ниже, чем у стран лидеров.).

Однако за четыре года – с 2011 года по 2015 год – при росте ВВП страны на 7%, объем цифровой экономики вырос на 59% (на 1,2 трлн. руб. в ценах 2015 года). Это значит, что она растет быстрее в 8,5 раз, чем остальные сектора экономики России.

Целевой ориентир для России - утроение цифровой экономики к 2025 году

                         ** расчеты McKinsey                                                                                

       Чтобы тенденция сохранилась, и цель была достигнута, необходима пропаганда инноваций, готовность находить новые способы решения проблем, рисковать, экспериментировать, создавать новые партнерства, вести поиск инновационных решений и бизнес-моделей. Задача государства – развивать новые цифровые сервисы и компетенции, повышая качество жизни населения и эффективность органов управления. И государство успешно справляется с ней. Максимум благ от цифровой экономики будут получать стартапы, инновационные компании, малые и средние предприятия, в то время как для крупных предприятий цифровизация может представлять серьезную угрозу, если они не перестроятся и не научатся жить в динамичном мире постоянных инноваций и сами не станут генераторами новых идей. Выжидательную позицию больше занимать нельзя. Развитие Интернет-технологий шагнуло настолько далеко, что можно безнадежно отстать. Не верите? Судите сами.

Основные тренды развития цифровой экономики начинались с формирования языков программирования и системы управления базами данных (СУБД) в 1960 году, появления персональных компьютеров (ПК) и базового офисного программного обеспечения (ПО), хранения файлов, затем появилось корпоративное ПО и автоматизация бизнес-процессов, стали развиваться Интернет-технологии, стартовала Интернет-торговля. И это только 1990 год! Вскоре все перешли на ноутбуки и мобильные телефоны, появились технологии GPS, Wi-Fi, 2G/3G, люди начали взаимодействовать в социальных сетях, возникла цифровая реклама и маркетинг, помимо этого появилась возможность пользоваться смартфонами и скачивать на них приложения. И здесь мы еще не достигли уровня развития цифровой экономики 2017 года. Для современного этапа характерна работа с большими массивами данных, проведение прогнозной аналитики, разработка Интернета-вещей и внедрение технологии 4.0. К 2020 году и дальше будут использоваться прогнозные алгоритмы и технологии виртуальной реальности, вводится машинное обучение и распознавание языка, применятся беспилотные летательные аппараты и робототехника. За рубежом эти технологии активно разрабатываются. Есть они и у нас. Однако если их разработка и внедрение не станет трендом в России, она вынуждена будет готовые разработки или изделия закупать за границей. Свой рынок будет пустовать: если есть лучше там, зачем мне покупать здесь? Работать нужно на опережение, создавая инновационные продукты.

Развитие трендов мировой цифровой экономики

 

Теперь рассмотрим, как реализуются названные стратегии и государственные программы, и проведем поиск ответа на вопрос: способна ли Россия стать центром инноваций.

 Развитие инновационной деятельности (предпринимательства) в Российской Федерации, включая венчурный рынок, основывается на трех основных компонентах:

  • развитие компетенций и инфраструктуры инноваций,
  • развитие венчурных инвестиций и финансовой поддержки со стороны государства,
  • развитие нормативно-правовой базы, регулирующей данную сферу. К нормативно-правовой базе относятся рассмотренные нами выше Стратегии, государственные программы, а также региональные и локальные нормативные документы, связанные с концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ. О них мы уже говорили, поэтому рассмотрим только первые два компонента.

Инфраструктура и подготовка кадров

Сначала остановимся на инфраструктуре и ключевых участниках, участвующих в формировании компетенций инновационных кадров. 

 2016 году зарегистрированы следующие участники инновационного процесса:

Максимальное количество участников относится к компаниям, занимающихся разработками, минимальное количество – к институтам развития государства.

Среди крупных объектов инфраструктуры выделяются бизнес-инкубаторы; технопарки, научные парки и академпарк; центры трансфера технологий:

     

 

          Объекты инфраструктуры нужны для помощи в создании и сопровождения бизнеса, введение для него льгот, разработки и внедрения инновационной продукции и др. Инфраструктура позволяет отдельным людям (физическим лицам) и организациям (юридическим лицам) экономить ресурсы – материальные, кадровые, информационные и т. д. и быстрее выводить продукцию на рынок или расширять его долю. Качество инфраструктуры играет ключевую роль в формировании компетенций инновационного человека для подготовки кадров.

Инновационное предпринимательство невозможно без подготовки кадров. Как мы убедились, образованию кадров придается первостепенное значение в нашей стране, как и 80 лет назад. Не затрагивая темы модернизации системы образования на всех уровнях – от общего и профессионального до вузовского, отметим, что в настоящее время в ведущих вузах открываются тематические кафедры, акселераторы, исследовательские лаборатории, нацеленные на развитие навыков предпринимательства у студентов и на коммерциализацию разработок. Вводятся программы дополнительного обучения и курсы, созданием партнерских программ. Например, в 2016 году рамках Меморандума о взаимодействии между Роспатентом и Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) созданы Центры поддержки технологий и инноваций (ЦПТИ) в Российской Федерации на базе 140 хозяйствующих субъектов из 65 регионов в 8 федеральных округах.

 

 

Хозяйствующие субъекты, оказывающих услуги по направлениям ЦПТИ, распределяются по основным видам экономической деятельности, среди которых первое место занимает высшее образование (вузы):

 

Партнерские программы дополняют объекты инфраструктуры и расширяют возможности инновационного бизнеса.

          Участники и объекты инфраструктуры распределены по регионам. По показателям инновационной активности определен их инновационный рейтинг. Среди первых мест выделяются Санкт-Петербург, Москва, Республика Татарстан, Нижегородская область, Ярославская область. Рейтинги помогают управлять инновационными процессами и перераспределять финансовые потоки для активизации инновационного бизнеса.

Важным показателем вовлечения кадрового состава в инновационный процесс служат показатели затрат на НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы). Часть затрат на НИОКР берет на себя государство, а часть затрат оплачивают сами организации. Так, можно проследить, сколько тратят компании на них в зависимости от численности.


С увеличением численности работников увеличиваются и расходы на НИОКР. Однако если численность работников превышает 5000 человек, затраты на эти работы становятся меньше. Применительно к реализации стратегии инновационного развития внутренние затраты на проведение научных исследований и разработок процент этих затрат от ВВП остается практически неизменным – чуть более 1 % от валового внутреннего продукта, расходования бюджетных средств в 2 раза больше, чем внебюджетных за шесть лет – с 2010 по 2015 гг. И дело даже не в том, чтобы процент затрат на научные исследования и разработки от ВВП был выше, а в том, чтобы увеличить количество внедренных результатов интеллектуальной деятельности (РИД) – повысить коммерциализацию НИОКР.

Оценивая количество организаций, проводящих НИОКР, и количество занятых в них, можно констатировать, что за 20 лет они уменьшились в среднем на 20% (данные Росстата до 2014 года). И здесь стоит та же задача – повышать эффективность, отдачу от исследовательских работ и разработок, и к тому же делать их конкурентоспособными. Тогда количество перейдет в качество.           

Не менее важным показателем является патентная защита интеллектуальной собственности (ИС). Так, общей тенденцией в 2016 году стало снижение количества поданных заявок на изобретения и количество поданных патентов почти на 10% по отношению к предшествующему году.

 

 

 

Обращает на себя внимание факт подачи и получение патентов иностранными заявителями, которые получают охранные документы на территории Российской Федерации. Становится вопросом национальной безопасности увеличение возможности охраны интеллектуальной собственности за счет повышения количества отечественных патентов. А это значит, что необходима подготовка кадров в данной предметной области и обучение инновационных кадров составлению патентных заявок. Если этого не сделать, то отечественному производителю придется выплачивать иностранной компании, оформившей патент на его продукт или технологию, роялти – производить лицензионные платежи.

 

Венчурные инвестиции.

Теперь перейдем к оценке венчурного рынка инвестиций, который играет существенную роль в развитии инновационного предпринимательства. Ключевыми игроками венчурного рынка являются Российская ассоциация венчурного инвестирования (РАВИ) и Национальная ассоциация бизнес-ангелов. Ассоциации объединяют различные фонды –  государственные и частные, которые аккумулируют деньги и вкладывают их в инновационный бизнес. В финансировании инновационных проектов участвуют и частные лица. Рассмотрим основные тренды венчурного рынка.

По аналитическим отчетам РАВИ число фондов прямых и венчурных инвестиций растет до 2013 года и остается примерно на одном уровне вплоть до первой половины 2017 года. Однако максимальный объем денег фонды достигают в 2013-2014 гг., после чего объем привлеченных средств снижается.     

 

* I.2017 – данные за I  квартал 2017 года

 

* I.2017 – данные за I  квартал 2017 года

 

* I.2017 – данные за I  квартал 2017 года

 

            Куда инвестируются деньги? Первое место по количеству профинансированных проектов занимает сфера информационно-коммуникативных технологий, хотя ее востребованность за последние три года снизилась почти на 10%. В то же время увеличиваются инвестиции в реальный сектор.

 

            Фонды предпочитали вкладывать деньги а энергетику в 2015 году, в потребительский рынок в 2016 году и в промышленное оборудование в 2017 году. Неизменными отраслями, куда инвестируют за эти годы остаются транспорт и телекоммуникация.

            Любой инновационный проект как бизнес имеет свой жизненный цикл. Какой этап развития бизнеса готовы поддержать инвесторы?

            Распределение инвестиций по стадиям развития бизнеса показывает, что инвесторы предпочитают не рисковать и не вкладывают деньги в начальные стадии и стартапы за последние два года (2016 и первая половина 2017 года). Финансирование получают, когда видна реальная отдача от бизнеса, и он начинает масштабироваться. Следует отметить, что в последнее время активизировались частные инвесторы – бизнес-ангелы, которые готовы инвестировать в бизнес на ранней стадии его развития. И таких примеров немало (см. статистику всех сделок, собранную ФРИИ, в инфографике «Как устроен венчурный рынок» в сегменте «IT и Интернет» на российском рынка за 2016 и первое полугодие 2017 года о распределении количества и объема инвестиций государственных и частных фондов, а также бизнес-ангелов).  Кроме того, создаются специальные площадки, которые помогают встретиться инновационным компаниям разного размера и инвесторов (например, площадка Firrma).

            Подведем промежуточные итоги. Согласно данным McKinsey недостаток инвестиционных ресурсов ограничивает развитие отечественных компаний. В то же время, объем государственного финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) в России соответствует уровню развитых стран, составляя 0,4% ВВП. Хотя частных инвестиционных фондов больше, чем фондов с государственным участием, привлекать частных инвесторов труднее. Для сравнения мировых тенденций доля частного финансирования исследований и разработок составляет всего 0,7% от российского ВВП, что существенно меньше, чем в США (1,9%) или Германии (2,0%). Получается, что сегодня наблюдается недостаток частного финансирования высокотехнологичных стартапов, необходимых для прорывного развития сектора, а государственных фондов хватает лишь для поддержания рынка «на плаву». Для выхода на принципиально иной уровень развития рынка нужны механизмы привлечения частных инвесторов. Наиболее благоприятная ситуация с финансированием инновационной деятельности в сегменте ИКТ, чем в других секторах российской экономики (По оценке Российской ассоциации венчурного инвестирования (РАВИ), за первое полугодие 2017 год 72,2 % общего объема инвестиций венчурных фондов в стране приходился именно на этот сегмент).

Теперь давайте разберемся, как развитие инновационной деятельности проецируется на регион. Из всех зарегистрированных субъектов предпринимательской деятельности, можно определить процент инновационных предприятий на данной территории и соответствующую инфраструктуру поддержки инновационной деятельности. Например, в центральном федеральном округе на 10.08.2017 действует 1737516 малых и средних предприятий. Из них в Москве находится 717916 предприятий. В Москве проживает 12 198 000 человек. Это значит, что на каждые 17 человек приходится одно предприятие. Не все из них являются инновационными.

Допустим нас интересует бизнес-инкубатор как объект инфраструктуры. Выбираем округ города Москвы – Зеленоград, и попадаем на Казенное предприятие «Корпорация развития Зеленограда» (бизнес-инкубатор «Зеленоград»). На сайте корпорации //www.technounity.ru/ находим перечень услуг.

Основной перечень базовых и дополнительных услуг бизнес-инкубатора «Зеленоград»

1. В бизнес-инкубаторе обеспечивается предоставление по выбору субъекта малого предпринимательства набора базовых услуг, необходимых для размещения и обеспечения деятельности малых предприятий, в том числе:

  • предоставление и эксплуатация адаптированных к потребностям малых предприятий производственных, офисных и складских помещений;
  • консультационные услуги в области финансового менеджмента, кредитования, бухгалтерского учета, гражданского, корпоративного и налогового права;
  • предоставление переговорных помещений и оборудованного зала (мебель, доска, проектор, телефон) для проведения лекций и семинаров;
  • услуги по обслуживанию и ремонту компьютеров, оргтехники и доступ к сети Интернет;
  • маркетинговые услуги (помощь в проведении маркетинговых исследований);
  • организация участия в российских и международных выставках;
  • широкое распространение информации о продукции, производимой малыми предприятиями, на семинарах, конференциях и т.д.;
  • клининговые услуги и услуги по эксплуатации и ремонту инженерно-технологических систем. 

2. С учетом специализации бизнес - инкубатора субъектам малого предпринимательства обеспечивается предоставление комплекса специализированных услуг, ориентированных на инновационные растущие компании:

  • экспертиза проектов и помощь в подготовке бизнес-планов;
  • привлечение инвестиций венчурных фондов и иных инвесторов (бизнес-ангелов);
  • консультации по защите и управлению интеллектуальной собственностью;
  • тренинг по инновационному менеджменту и управлению проектами;
  • доступ к электронным базам данных. 

3. Для начинающих субъектов малого предпринимательства, размещенных в бизнес-инкубаторе, дополнительно обеспечивается предоставление услуг, направленных на сокращение затрат, связанных с началом предпринимательской деятельности (организационных и финансовых издержек):

  • услуги коллективного секретариата (прием телефонных звонков, факсов, прием и отправка почтовой корреспонденции и другие);
  • предоставление в аренду компьютеров;
  • организация центра коллективного пользования дорогостоящей офисной техникой (цветной принтер, сканер, факс, многофункциональный копир);
  • бухгалтерские и юридические услуги.

Выбираем то, что нужно лично нам. И если у нас есть идея или проект, который хотелось бы реализовать, то специалисты помогут его правильно оформить. В случае если для его реализации нужно дополнительное финансирование, то можно обратиться сначала в государственные фонды – в Фонд содействия  инновациям (Бортника), выделяющий грант на проведение НИОКР  или в Фонд развития интернет инициатив, специализирующийся в области ИКТ.  

Итак, что мы получили следующее:

В мировом инновационном рейтинге конкурентоспособности стран Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) за 2017 год первое место занимает Швейцария, второе – Швеция и третье место – Нидерланды. Их глобальный инновационный индекс превышает 63 балла из 100 возможных. Российская Федерация в этом рейтинге за 2016 и 2017 год закрепилась на 45 месте. Ее индекс в 2017 году составляет 38,76 балла – чуть больше половины от количества баллов лидеров.

Так, сможет ли Россия стать центром инноваций? Из закона больших чисел следует: чем больше участников инновационной деятельности, тем больше успешных проектов. Выигрывают все – государство, инвесторы, компании, потребители и изобретатели.

Быть стране инновационной или нет зависит от каждого из нас.

Юлия Кошелева

Подпишитесь на рассылку:

  • RSS подписка
  • email подписка

Другие новости раздела


Совсем не скучно, когда твой собеседник - история
07.11.2018

В сияющий яркими красками осени ноябрьский день учащиеся школы №2045 отправились на экскурсию в одну из «жемчужин» «ожерелья» московских усадеб – усадьбу Люблино.

«Из доброго сокровища сердца моего…»
02.08.2018

Этот год ярок не только «звёздами» футбольного чемпионата, московским раскалённым солнцем, но и славными педагогическими праздниками.

Вышел первый в этом году журнал «Желтого бегемота»
07.06.2018

Первый в этом году номер журнала «Ремарк», выпускаемый юношеской школой журналистики «Желтый бегемот», вышел в свет.

Стихи к юбилею города
23.04.2018

Люблю тебя, Зеленоград,
за свет аллей, за вкус природы.
С рожденья ты мне - старший брат,
ты честно ждал меня три года.

Зеленые шары в синем небе
12.03.2018

В эти мартовские дни мы с особой ответственностью празднуем юбилей нашего города.

Шесть лет поиска, созидания и успехов
01.12.2017

29 ноября мы отпраздновали шестилетие Музея-лаборатории истории образования и духовной культуры (школа №2045, корпус 2031).

Кипр – остров святых
21.11.2017

Из множества святых мест на Кипре хотелось посетить лишь две святыни, пусть и не самые главные, но чтобы при этом у нас оставалось время для молитвы и поклонения.

01.11.2017

Скончался краевед, патриот, создатель экспозиции по истории Крюкова Николай Алексеевич Гарашин.

Город становится ближе. Сердцу
13.10.2017

Облик Москвы неповторимо преображается. Такого масштаба перемены происходили в нашем городе, видимо, только в 1930-е гг. и отчасти - в послевоенные.

Сможет ли Россия стать центром инноваций?
17.08.2017

Быть стране инновационной или нет зависит от каждого из нас.

Уникумы нашего округа
16.05.2017

Каждый человек уникален, это давно известно. Но мы порой не спешим увидеть своеобразие в наших друзьях, соотечественниках, соседях.

Александр Снегуров: «Краткий очерк моей истории в педагогике»
14.02.2017

С раннего возраста я уже чувствовал вибрацию педагогики, ее магнетизм и подвижничество. Не зная грамоты, я приходил домой из детского сада и заполнял строчки в имеющихся у меня тетрадях волнами, имитируя записи воспитательниц.

Мы запомним суровую осень
18.11.2016

Знаменитые слова из гимна Москвы обрели 16 ноября 2016 года рельефное выражение – у мемориала в честь 28 героев-панфиловцев близ разъезда Дубосеково прошла «Вахта памяти», в которой приняли участие сотни человек.

Бушевал «Генерал Мороз»
16.11.2016

Финальный день Межнационального социального форума пенсионеров «Третий возраст», приуроченного к 75-й годовщине битвы за Москву в ходе Великой Отечественной войны», был наполнен событиями.

 Друга я никогда не забуду...
31.10.2016

Облетело страну грустное известие - умер замечательный актер Владимир Зельдин. Время отвело его жизни целое столетие, и он прожил его достойно.

Сквозь объектив времени и эмоций
20.09.2016

В Музее истории образования и духовной культуры школы №2045 в корпусе 2031 продолжается поисковая, творческая деятельность.

Первая школа в Зеленограде
27.06.2016

  Когда прикасаешься к истокам чего-то, то в тебе, если ты духовный человек, начинает работать механизм развития и собственного «Я»...

Народный репортер zelao.ru Александр Снегуров отмечен благодарственной грамотой за активное сотрудничество
07.06.2016

В ходе заседания редакционной коллегии порталов префектуры Зеленоградского округа zelao.mos.ru и Окружной электронной газеты zelao.ru состоялось награждение самого активного народного репортера.

Станислав Стеценко:
27.05.2016

Один из активистов зеленоградского Музея истории образования и духовной культуры, существующего на базе ГБОУ Школа №2045, ученик 4 класса Станислав Стеценко выступает на музейных занятиях с рассказом о своем прадедушке.

В Музее истории образования и духовной культуры отметили Международный день музеев
20.05.2016

19 мая в Музее истории образования и духовной культуры (ГБОУ Школа №2045) отметили Международный День музеев.

Редколлегия порталов префектуры провела выездное совещание в музее школы №2045
10.05.2016

Очередное совещание редакционная коллегия порталов префектуры Зеленоградского округа zelao.ru и zelao.mos.ru провела в музее-лаборатории истории образования и духовной культуры школы №2045.

Делегация из Зеленограда посетила «Фронтовую Землянку» в тверской школе
06.05.2016

«Бьётся в тесной печурке огонь...». Эту песню традиционно поют первой на «Фронтовой Землянке» в Твери, куда 29 апреля отправилась делегация Зеленограда.

В музее школы №2045 состоялась персональная презентация «Увлечение нумизматикой»
18.04.2016

15 апреля в Музее-лаборатории истории образования и духовной культуры ГБОУ Школа № 2045 состоялась персональная презентации на тему «Увлечение нумизматикой – рождение и развитие интереса».

На сайте zelao.ru зеленоградцы могут рассказать о своих интересных путешествиях
12.04.2016

В рамках рубрики «Народный репортер» мы начинаем публикацию историй о необычных путешествиях зеленоградцев.

Если вы хотите поделиться своими впечатлениями о посещенных местах, присылайте свои рассказы, фото и видео об интересных путешествиях на адрес news41@bk.ru.

В музее истории образования и духовной культуры состоялся
22.03.2016

На базе Музея истории образования и духовной культуры (школа №2045, корпус 2031) состоялся "круглый стол" для учащихся 2-7 классов "Муравей - тоже человек".

Памяти Заслуженного учителя РФ Валентины Кукаркиной...
14.03.2016

Десятки лет готовила, вела встречи "Фронтовые землянки", осуществляла патриотическую работу в масштабах города, заведовала музеем Д.М. Карбышева и музеем Боевой Славы Заслуженный учитель РФ, кавалер ордена Дружбы и многих медалей, учитель физики, пришедшая в родную школу в 1961 году, Валентина Георгиевна Кукаркина.

Знаменательные события молодых парламентариев Зеленограда
09.03.2016

На пороге весны в жизни молодых парламентариев Зеленограда произошло сразу несколько знаменательных событий.

Борис Прокопьев написал песню в честь дня рождения Зеленограда
02.03.2016

3 марта Зеленоград отметит свой 58-й день рождения. Музыкальной композицией наш город поздравил поэт и исполнитель, организатор легендарного зеленоградского зимнего БИМ-марафона Борис Прокопьев.

В Зеленограде достаточно возможностей следить за здоровьем и оставаться в форме
29.02.2016

Заниматься спортом и правильно питаться для многих сегодня становится нормой жизни. При этом вовсе не обязательно тратить на это безумные деньги: в Зеленограде достаточно возможностей следить за здоровьем и оставаться в форме абсолютно бесплатно или за символическую плату.

Молодежная палата «Крюково» презентовала военно-патриотический портал своего района — свкрюково.рф
20.02.2016

Для создания сайта парламентариям понадобилось выбрать интернет-платформу, подобрать графический шаблон, сделать основные настройки и внести базовый контент — общую информацию о Совете ветеранов района Крюково: список районных отделов с адресами, контактами и данными их председателей.


Фото & ВидеоВСЕ »

Новости Москвы